Содержание:
- Фундаментальные различия между романским и готическим стилями: различие между двумя стилями
- 1. Темные крепости против разноцветных соборов
- 2. Новые техники готики.
- 3. У них разные типы хранилищ.
- 4. От жесткости к естественности
- Подъезды
- Образы Богородицы
- Рождение алтарей
- Библиографические ссылки
Романский и готический — два слова, которые нам хорошо известны. Любой, кто хоть немного знаком со средневековым искусством, знает, в общем, основные различия между одним стилем и другим.
Но нам не всегда ясны их характеристики, и мы часто путаем одно с другим. Поэтому в этой статье мы увидим краткое изложение различий между готическим и романским стилями, с некоторыми примерами.
Статья по теме: «Что такое 7 изобразительных искусств? Краткое описание их характеристик»
Храмовое зодчество
Так как многие готические соборы строились в течение нескольких десятков лет, а порой и нескольких веков, то службы довольно часто проводились в недостроенных зданиях, что, впрочем, придавало особый эмоциональный настрой всему процессу богослужения.
Реймсский собор
Замена романского цилиндрического свода на нервюрный положительно сказалась на размерах готических соборов, так как новые конструктивные приемы позволяли смело вытягивать здания не только по горизонтали, но и по вертикали.
Слева направо- Тульский собор, Собор Парижской Богоматери, Ланский собор
В связи с этим соборы готического периода отличаются сильно вытянутыми вверх пропорциями, вертикаль которых зодчие подчеркивали с помощью стрельчатых арок, башенок-пинаклей, остроконечных порталов, решеток, скульптурных композиций, тянущихся к небу, а также вымпергов, щипцов и, завершающих общую композицию фасада, ажурных крестоцветов.
Говоря об особенностях готического стиля в архитектуре внутреннего убранства соборов, особого внимания заслуживают огромные витражные композиции, которые за счет облегчения их конструкции иногда занимают все внутреннее пространство, которое также проникнуто сплошным «вертикализмом», подчеркивающим неудержимое движение к алтарной части конструкции.
Различия
– Романский тип здания использовался помимо молитв и для обороны, а готический собор не имел защитную функцию (использовался в эстетических целях из-за его декоративных и тонких художественных оформлений).– Одно из главных различий между двумя стилями заключается в использовании опоры, которая была использована в готических зданиях. – Здания романского периода были прочными и тяжелыми и имели толстые стены, в то время, как готические строения имеют стены более тонкие и легкие. – В романских зданиях были небольшие окна, и поэтому пространство внутри было слабо освещено. В готических зданиях были большие окна с витражами, которые пропускали больше света в пространства.– Еще одно отличие, которое можно увидеть, состоит в том, что готические сооружения были очень высокими и обращены к небу. У романских зданий были тупые и низкие башни. В отличие от романских зданий, готические здания имели богато украшенные круглые окна, названные «розовыми окнами».Ниже предложена инфографика о различиях двух направлений:
Монументальность романского стиля
При сооружении замка в романском стиле руководствовались прежде всего соображениями прочности и мощности построек при набегах и нападениях, внешняя неприглядность при этом роли особой не играла.
Замок в романском стиле создавался как подобие крепости, оттого и преобладание в архитектуре масштабности и основательности. Лаконичность, незамысловатость форм, массивные размеры, преобладание горизонтальных линий над вертикальными все это является составными частями романского стиля в архитектуре.
Романскому стилю также присвоено другое название «стиль полукруглой арки», так как для построек данного стиля характерны арочные своды потолков, опирающихся на ровные ряды прочных столбов. Толстая стена с небольшими оконцами без какого-либо декора в сооружениях раннего романского стиля внушала мысли о неприступности . Но с развитием романского стиля на стенах стали появляться мозаика, скульптура, каменный декор. Над горизонтальными постройками романских замков возвышалась круглая башня с конусообразной вершиной. Входом в такого рода сооружениях, как например в храмах, зачастую служил портал.
Новые техники готики.
Как это сделали готические архитекторы? Через изобретение уникального и оригинального элемента: контрфорса. Визуально мы узнаем его сразу: это тот, который придает готическому строению вид огромного ползающего паука.
Летающие контрфорсы — это внешние арки, которые начинаются от стен здания и снимают давление с них наружу. Чтобы противодействовать этому давлению, контрфорсы расположены напротив этих летающих контрфорсов, в том числе снаружи, так что все давление идеально сбалансировано.
Таким образом, видеть эти огромные «паучьи лапки» в церкви или соборе — значит находиться перед готическим памятником.
От жесткости к естественности
Романская скульптура и живопись не стремились точно копировать природу.. Это одна из идей, которую мы должны прояснить, если мы хотим быстро отличить один стиль от другого.
В первые века средневековья искусство было просто средством выражения идей
Конечно, красота была принята во внимание (посмотрите на чудесные миниатюры в кодексах), но в первую очередь, Романский стиль намного выразительнее декоративного стиля. Его изображения, будь то резьба по дереву или фрески, передают сообщение; каждый элемент размещается в установленном порядке, схеме, концептуальной логике
С приходом готики все изменилось. Или, скорее, можно сказать, что это изменение лучше всего выразило готический стиль: мало-помалу художники начинают интересоваться копированием реальности, мира, который их окружает.. Это торжество гуманизма и натурализма. Давайте рассмотрим некоторые детали, которые помогут нам понять этот процесс.
Неприступные крепости в романском стиле
Наиболее яркое выражение романский стиль получил в соборах и монастырях, в сооружениях светского характера данный стиль практически не встречается.В центральной части крепости романской эпохи располагался донжон или дом-башня феодала. На первом этаже донжона находились хозяйственные помещения, на втором-парадные помещения, на третьем-спальни хозяев. Четвертый этаж обычно занимала прислуга и охрана замка.
Замки старались сооружать в малодоступном месте,допустим, на склоне горы. Для защиты и безопасности крепость была ограждена высокой каменной стеной и рвом. Для коммуникации с внешним миром жителями использовался подъемный мост.
Некоторые примеры романской архитектуры
Франция
Монастырская церковь в Клюни, Бургундия — яркий пример романского стиля. Узкие окна и проходы, толстые, массивные стены.
Базилика Сен-Сернен в Тулузе, Франция. Сводчатый потолок и арки по бокам — черты, присущие романскому стилю.
Романский стиль фасада Собора Нотр-Дам в Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.
Италия
Внутренний двор Базилики Святого Амвросия в Милане, Италия.
Пизанский собор в Пизе, Италия. Массивность конструкции, узкие окна, наружные полуциркульные арки говорят о романском стиле.
Германия
Наумбургский собор в Германии. Его строительство началось в начале 11 века, а закончилось только в начале 13. Поэтому он сочетает в себе два стиля — романский и готический.
Замок Кверфурт — средневековый замок и весьма важный памятник романской архитектуры.
Португалия
Кафедральный собор Се в Порту был перестроен в период барокко. Но во входе в центральный неф собора можно разглядеть черты романского стиля: узкие окна и вход, полукруглая наружная арка.
У них разные типы хранилищ.
Это гораздо более техническая особенность, но она также позволяет безошибочно отличить романский стиль от готики. Мы увидим их примеры с изображениями из Wikimedia Commons.
В раннем романском стиле наиболее распространенным типом крыши был сводчатый свод., самая простая из всех альтернатив. Это просто полукруглая арка (то есть полукруглая), расширенная в пространстве. Этот тип хранилища очень типичен для французской области.
В полном романском стиле норманны изобрели другой тип сводов, так называемый паховый свод., который представляет собой не что иное, как пересечение двух цилиндрических сводов. Этот тип сводов позволяет удерживать большую силу веса крыши.
Наконец, мы находим ребристый свод в конце романского стиля. Это характерный свод поздней готики., тот, который мы наблюдаем во всех готических соборах. Этот тип свода выдерживает все давление потолка на ребра, которые затем передают его на землю. Таким образом, остальная часть потолка является лишь «наполнителем», поскольку уже не выполняет опорную функцию, которую выполнял романский стиль.
Темные крепости против разноцветных соборов
В романский период мы находим массивные и прочные здания., напоминающие средневековые замки. Стены толстые, без проемов, поэтому интерьер довольно темный.
Это одно из основных различий между обоими стилями: во время готики ощущается смена менталитета, поощряются интерьеры открытой планировки и игры света, достигнутая через огромные витражи и высокие и тонкие стены.
Это изменение было отчасти следствием улучшений, внесенных готическими архитекторами, которые успешно сдержали давление потолка, используя оригинальные методы. Это облегчило удлинение стен и появление больших окон.
Поэтому, если мы находимся внутри церкви или собора, и он полон витражей, мы сразу можем соотнести это с готикой. Во время романского периода техника сдерживания стен не была развита настолько, чтобы допускать такие отверстия в стенах. Если бы он так поступил, церковь развалилась бы.
Вам может быть интересно: «5 тем о средневековье, которые мы должны выбросить из головы»
Подъезды
И в романском, и в готическом стиле нам говорят фасады церквей и соборов. Необходимо учитывать, что в средние века подавляющее большинство населения не умело читать и писать, поэтому чтобы сделать Библию известной, искусство использовалось как средство выражения.
В романских портиках мы всегда находим одну и ту же структуру: входную дверь (иногда разделенную на две части обильно украшенной колонной) и над ней полукруг, в котором расположен тимпан. В тимпане мы всегда видим центральную фигуру, из которой распределяются все остальные, Вседержителя или Христа в величии, окруженного мандорлой (миндаль по-итальянски), которая символизирует его божественную сущность и которая также служит для выделения его фигуры в сочинение.
Вокруг Пантократора часто встречаются тетраморфы, то есть изображения четырех евангелистов: орла святого Иоанна, быка или быка святого Луки, льва святого Марка и ангела или человека святого Матфея. Хотя иконография вокруг Христа может варьироваться (также могут быть изображения других святых или даже простые геометрические фигуры), скульптурный стиль в романской церкви всегда будет одинаковым: иератическим, величественным, повторяющимся и лишенным каких-либо попыток натуралистического изображения. . Если мы окажемся перед таким портиком, мы окажемся перед домом в романском стиле.
С другой стороны, в готике все начинает трансформироваться. Менталитет уже не тот, пришло время городов, активной торговли.. О буржуазии, о первых банкирах. Перед нами больше не сельское общество, а исключительно городское. Индивидуализм начинает делать свои первые шаги, а вместе с ними и переоценку человека и его эмоций.
Таким образом, скульптурные изображения тоже начинают очеловечиваться. Хотя мотивы по-прежнему сохраняются (Христос в величии, изображения святых и т. Д.), Их внешний вид заметно изменился. В скульптурах готических соборов (например, в Шартре во Франции) святые становятся существами из плоти и крови. Их лица смягчаются. Его жесты более естественны. Складки на его одежде опускаются легче и реалистичнее. Повторение схем становится все менее сильным, и художник постепенно обретает определенную свободу репрезентации.
Каркасная система в готическом стиле
В архитектуре готических соборов появляется новшество: теперь свод сооружений имеет крестовую форму и опирается на прочный «скелет»— прочный легкий каркас, каркасная конструкция является визитной карточкой готического стиля архитектуры. Тогда как в романских храмах был свод цилиндрической формы, опиравшийся на основательные толстые стены, и, как следствие, лаконичность, простота, аскетичность, отсутствие света из-за маленьких окон.Так называемые аркбутаны и контрфорсы, крестовый свод и особая система колонн создавали ажурные каменные кружева в облике соборов и церквей, придавали им потрясающий фантастический вид. Каркасная конструкция была устроена так, что основной упор был не на стены, как в романском стиле, а всю тяжесть несли на себе эти самые аркбутаны и контрфорсы, крестовый свод в свою очередь опирался на колонны. Это изобретение делало легкой всю конструкцию посредством распределения тяжести, стены стали невесомыми, их размеры и толщина не играли роли в несущей способности сооружения. Это и послужило появлению многочисленных окон, исчезла роспись на стенах, появились витражи и скульптура.
Приёмы строительства.
Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных
проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия
были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали
возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало
усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры
стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала
направление основных усилий — с помощью подпружных арок и крестовых
сводов — в определенные точки и разделение стены на собственно стену
и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия
достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в
основу готического
зодчества.
Разрез и
план типичной романской базилики:
Особенности романского
стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные
вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно
этот принцип дифференциации становится обязательным.
Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также
другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит,
мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост:
раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники
никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты
и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.
Особенности архитектуры романского собора:
●
В основе плана —
раннехристианская базилика, то есть продольная организация
пространства;
●
Увеличение хора
или восточной алтарной части храма;
●
Увеличение высоты
храма;
●
Замена в
крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами;Своды
были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические,
плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры);
●
Тяжёлые своды
требовали мощных стен и колонн;
●
Основной мотив
интерьера — полуциркульные арки.
Отличие
конструкций Романского стиля от более позднего Готического:
Особенности готического стиля
На смену романскому в средневековую архитектуру пришел готический стиль и со временем вытеснил его. «Устрашающе величественный», такое определение наиболее точно характеризует готический стиль архитектурных сооружений. Однако готический стиль пронизывает к тому же и другие разновидности изобразительного искусства, такие как скульптура, живопись, витражи и другие.
Готический стиль просуществовал с XII по XIV век. В отличие от романского стиля готический имеет более светский характер, тогда как романский стиль скорее религиозной направленности. Готический стиль нашел отражение в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей и основан на бургундской архитектуре.
Как отличить романский стиль от готики?
Готический стиль тоже стиль Средневековья. Он сменил романский стиль в начале 13 века. Но его создание и внедрение происходили постепенно, ещё в 12 веке.
Поэтому многие сооружения содержат в себе проявления обоих стилей. Начало их строительства приходилось на эпоху романского стиля, а достраивались они уже под влиянием готики.
Основное отличие стилей — в их предназначении. В период романского стиля сооружения были невысокими и мощными, а основной их целью было служить как убежище и защищать от врага.
То были церкви-замки, внушительные неприступные соборы, неприметные базилики, которые сливались с пейзажем.
Но в период готики защита была уже не так важна. Поэтому расширялись окна, строились более высокие сооружения, применялись декоративные элементы.
Готика заимствовала у романского стиля крестовый свод на потолке.
Сводчатый потолок Святой капеллы (Сент-Шапель) в Париже. Большие витражные окна капеллы, которые разделены тонкими колоннами, указывают на готический стиль постройки.
Только раньше, чтобы потолок не обрушился, архитекторам приходилось делать очень толстые стены, которые смогли бы удержать на себе вес потолка. В период готики вес потолка переносится наружу. К сооружению пристраивается дополнительная конструкция, которая служила опорой.
Благодаря этому архитекторам удалось уменьшить толщину стен и увеличить двери и окна.
Основные отличия:
Романский стиль | Готика |
Основные сооружения: базилики, соборы, церкви, замки | Помимо церквей и собор строятся дворцы, частные дома богатых людей |
Достаточно низкие сооружения | Высокие сооружения с остроконечными элементами |
Толстые стены с узкими окнами и дверьми, чтобы было легче обороняться, а врагу — сложнее попасть внутрь | Тонкие стены, большие ажурные окна, большие двери. Свет играл важную роль |
Сводчатые потолки | Сводчатые потолки с тонкими стенами |
Полукруглые арки | Стрельчатые арки |
Почти полное отсутствие декора | Каменная резьбы, ажурные окна. В период поздней готики строения делаются как можно более простыми, а вот декор, наоборот, усложняется |
Идеология — религия | Идеология — религия и мистика |
Примеры готики в архитектуре
Солсберийский собор, Англия, построенный в готическом стиле.
Миланский собор в Италии. О готике говорят остроконечные шпили и ажурность деталей.
Брюссельская ратуша, Бельгия
Обратите внимание на декоративные элементы башни и ажурность окон.
Читайте про другие архитектурные стили: Барокко и Рококо.
Образы Богородицы
Если у вас была возможность увидеть романскую резьбу Богородицы с младенцем, вы поймете, что художник хотел изобразить все, кроме идеи материнства. Мария — не женщина с новорожденным ребенком, а не более чем трон для маленького Искупителя. Дева ограничивается держать Младенца, но не взаимодействует с ним.. Иисус, кажется, не подозревает о присутствии своей матери; смотрит на нас и благословляет нас. Это не младенец, это не ребенок: это сам Бог.
Однако с развитием готики и ее зарождающейся естественности эти представления также трансформируются. Постепенно Мария становится мамой. И в настоящей матери: она превращается из простого сиденья Ребенка в мать, которая играет со своим ребенком, ласкает его, целует, дает ему игрушки или еду. А Иисус, в свою очередь, превращается из воплощенного Бога в ребенка. Он поворачивается, смотрит на мать, поднимает руку и играет с плащом, извивается в ее руках, как настоящий ребенок. Это торжество человечности готики.
Опять же, без сомнения: если вы видите такое изображение, вы находитесь перед готической скульптурой. Потому что, несмотря на то, что мы находим несколько «натурализованных» примеров в романском стиле, а также иератические примеры в готике, наиболее распространенным является то, что с двенадцатого века девственницы начинают улыбаться, а дети — играть и вести себя как дети.
Готическая культура
Три ярких явления готической культуры можно определить следующими словами: город, рыцарство, карнавал.
Развитие искусства Готики отражало кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов.
По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.
Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождают стремления к знанию и непрестанным исканиям.
С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникают центры науки — университеты. Они становятся ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства.
В рамках схоластики возникают еретические учения, вызванные новым восприятием жизни горожан, ростом критического мышления.
В схоластику проникает интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце XII и в XIII в. распространяются близкие материализму взгляды арабских философов Аверроэса и Авиценны. Делаются попытки примирения христианских догматов и наблюдений действительности.
Реальный мир уже не отрицается полностью, его рассматривают как творение божества. Трагическая безысходность, которую внушала людям церковь, сменяется более светлым и радостным восприятием мира. Нравы смягчаются. Вместе с тем растет самосознание народа.
В ходе борьбы в разгаре жакерии и восстаний ремесленников выдвигаются требования братства и равенства, лаконично выразившиеся в кратком изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»
Своеобразие дворянской культуры нашло отражение в существовании такого феномена, как рыцарство. Кодекс чести рыцаря предполагал определенные нормы общения воинов в битве, на турнире, в быту. Культ личности служения вассала сюзерену нашел свое выражение в поклонении Прекрасной даме.
Карнавал позволял европейской культуре жить полнокровной эмоциональной жизнью. В карнавальном мироощущении строгий выверенный порядок созданного Богом универсума заполнился стихией телесно-чувственных образов (представлений).Этот телесный мир активно проявлял себя во время карнавалов, которые занимали значительную часть христианского города.
Усложненный мир эмоциональных движений средневекового человека по-своему отразился в музыке: парижская школа Нотер-Дам заменила унисонное пение началами полифонии.
Провансальские трубадуры, французские труверы, немецкие миннезингеры, итальянские поэты обращались к живому разговорному языку и славили реальную жизнь в пределах идеально сложенной “божественной вселенной”.
Последнее слово об изменившемся мироощущении готического человека произнесло богословие. Именно оно представляло философскую точку зрения на мир, именно ему служили все науки средневековья.
Выдающийся мыслитель того времени Фома Аквинский (1225–1274гг.) разрабатывает проблему дуализма — раздельного существования души и тела, духа и тела. Оболочка, форма и ее внутреннее наполнение зависят от цельности и совершенства, должной пропорции или созвучия, от ясности.
“Во всем, что возникает не случайно, необходимо, чтобы форма (идея) была конечной целью, какого бы то ни было, возникновения” — так пишет Фома Аквинский в “Сумме теологии”.
Фома Аквинский
Готическая архитектура
Готический архитектурный стиль (или перпендикулярный стиль) зародился во Франции в XII веке и распространился на другие регионы до XVI века. Развитие готики можно разделить на три основных этапа:– 1200 – 1300 годы = период Ланцета (готический стиль только зародился и стремился сместить консервативные тенденции романского стиля к реализму),– 1300 – 1400 годы = утвердившийся готический стиль (сопровождался развитием эстетических декоративных украшений и внедрением скульптур),– 1400 – 1500 годы = перпендикулярный период (были введены в архитектуру заостренные арки и тонкие стены).Готическая архитектура первоначально использовалась для соединения романской и ренессансной стилей. Главная функция готических строений – религиозная, они были центрами паломничества. Готика произошла из романского архитектурного стиля. Самым фундаментальным элементом готического стиля является остроконечная арка. Ребристый свод арки – еще одна отличительная черта готической архитектуры (следует отметить, что прототипы для заостренных арок и ребристого свода были впервые обнаружены на поздних романских зданиях). Готическая архитектура придала церквям яркость, красочность, воздушность.
Скульптура в романской архитектуре.
В начале 12-го столетия начинает
расти роль скульптуры в
архитектуре и в особенности рельефа. На смену языческим
римским образам приходят церковные композиции,
которые олицетворяют сцены из евангельского писания. Романские
соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде
рельефных человеческих фигур, расписанных красками.
Как правило, скульптуры использовались для создания целостной
картины экстерьера соборов. Месторасположение рельефов не имело
определенных границ: они могли находиться на западных фасадах
(где располагался главный вход), возле порталов, на капителях
или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем
скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки,
находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую
форму, а на несущих колоннах — удлиненные пропорции.
Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и
традиции в развитие романского стиля. Все зависело от традиций и
условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так,
романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же
мере не похожи на испанские.
Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к
условиям окружающей действительности. Так чтобы защитить постройки
от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции;
для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и
переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.
Церковь
при бенедиктинском монастыре «Сен-Флибер», построенная в XII в:
В Италии
провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся
монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции,
дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник
строительства из кирпича.
Архитектура романского стиля североитальянских провинций
характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями,
расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на
скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле»
(Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.
Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный
вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были
богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно
из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал
наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в
античном стиле.
Развитие
романского стиля в Англии связано с норманнским завоеванием и
распространилось на два типа зданий: замок и церковь.Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами
и ускорила строительную активность в стране. В начале столетия
деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это
были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских
архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание
донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников.
Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного
фасада западной части здания.
Наиболее
известным из сохранившихся романских построек является
Вестминстерское аббатство. Это сооружение имеет
башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три
восточные апсиды.
XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных
сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский
соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в
романском стиле. Многие из этих построек позднее были
реконструированы и переделаны в
готическом стиле,
но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно
представить внушительную монументальность и облик зданий.