Технология устранения деформаций кузова зависит от вида перекоса и характера деформаций деталей.
Вмятины в панелях кузова и
оперения, у которых металл после удара не растянут, чаще всего
выравнивают выдавливанием или вытягиванием вогнутого участка до придания
ему правильной кривизны и при необходимости последующей рихтовкой
выдавленной поверхности. Образующиеся в панели при большом растяжении
металла выпучины нельзя выправить рихтовкой, поскольку в процессе ее
выполнения вершина выпучины может потерять устойчивость и переместиться
на другую сторону листа. Это обстоятельство, если учесть, что для
устранения выпучины необходимо осадить излишек металла, определяет
способ ее правки.
Устранение деформаций в кузовных деталях рихтовкой.
Для исправления вмятин и восстановления формы поверхностей элементов
кузова используют ручной инструмент, представленный в разд.
5.3.
Большая номенклатура рихтовоч-ных молотков предполагает
применение того или иного молотка в зависимости от характера вмятины и
формы поверхности. Ряд молотков имеет отполированную бойковую часть, что
позволяет достичь высокой чистоты правки, а в отдельных случаях
производить устранение повреждений без разрушения лакокрасочного
покрытия.
Наковальни и фасонные плиты служат для поддержки листа во
время выправления вмятины молотком. Форма и размеры плит и наковален
выполнены с учетом наиболее часто встречающейся кривизны деталей кузова
и дают возможность применять их при восстановлении различных участков
кузова.
Рычаги предназначены для исправления различных вмятин.
Конструкция рычагов и длина некоторых из них предусматривает их
применение в труднодоступных местах через технологические окна и
отверстия в деталях кузова.
Устранение выпуклости-вмятины методом нагрева и осаждения металла ударным воздействием.
При рихтовке нагреванием и выстукиванием
быстро подводят горелку к центру выпуклости, прогревают ее и отводят
горелку, как только разогретое докрасна пятно достигнет диаметра не
более 10 мм при толщине металла панели 0,6- 0,8 мм. При нагреве
необходимо следить, чтобы металл не начал плавиться. Если работу
выполняют в одиночку, то горелку отставляют, а под лист помещают ручную
наковальню почти под дефект. Быстро выстукивают непокрасневший металл
вокруг нагретой точки, а затем нагретую точку, пока металл еще остается
темно-красным. Предпочтительно выполнять эту работу киянкой.
При рихтовке молотком-гладилкой сила удара должна быть
небольшой, чтобы не создать растяжения металла вместо усаживания. Если
выпуклость небольшая, то достаточно одной точки. Работу считают
завершенной только тогда, когда металл остынет до температуры окружающей
среды. Для ускорения охлаждения применяют смоченную в воде ткань. Если
необходимо осуществить дополнительные точечные нагревы, то их следует
делать не более двух, трех между каждым охлаждением.
После охлаждения нагретого листа проводят тонкую рихтовку
прогретого участка, чтобы выровнять поверхность металла, которая имела
до этого деформацию.
Для устранения обширной выпуклости (вмятины) поверхности
кузова металл предварительно нагревают (рис. 6.6, а) в месте
предполагаемого удара. Осаждение обширной выпуклости металла выполняют
на опорной плите при помощи киянки (рис. 6.6, б), а устранение вмятины —
с использованием молотка и фасонной плиты (рис. 6.6, в).
Последовательность предварительного нагрева и нанесения ударов при
устранении обширных выпуклостей (вмятин) зависит от формы выпуклости.
Если выпуклость круглая, то точки ударов 1-4 располагают по спирали в
направлении от периферии к центру, а если выпуклость длинная и узкая, то
точки ударов 1-16 располагают узкими рядами (рис. 6.6, г).
Подготовка поверхности к нанесению шпатлевки
Условия работы и требования к целевой поверхности могут быть разными в зависимости от характеристик конкретного состава. Например, прежде существовало разделение между грунтовкой и непосредственно шпатлевкой, которая наносилась уже после заделки дефектов. Сегодня же вопрос о том, в какой последовательности и как укладывается шпатлевка, на грунт или на металл, не стоит. Есть лишь одно правило — непосредственно поврежденная поверхность в целях укрепления и защиты может обрабатываться напрямую любым составом, в котором содержится эпоксидная смола. Специальной и отдельной грунтовки другими смесями не требуется. Другое дело, что поверхность должна быть по возможности зачищена от следов коррозии, окалины, прогаров и загрязнений с масляными пятнами.
Для чего шпаклевать металл
Для чего же нужно шпаклевать металлические поверхности? Причин для этого может быть несколько, среди них:
- ремонт автомобиля и его составляющих деталей. В том случае, если металлические детали авто были поцарапаны, побиты и поломаны – используется заштукатуривание как метод выравнивания и придания ровного вида;
- антикоррозийная обработка. На металл наносится слой шпатлевки для того, чтобы он не подвергался коррозии водой и влагой. Это очень прочная защита, которая способна защитить металл от любых влияний;
- утолщение металлического слоя. Если нужно сделать слой металла более прочным и толстым могут также использоваться различные смеси.
Если весь процесс работ вы будете брать на свои плечи, а не в руки мастера – тогда обязательно обзаводитесь такими помощниками как шпатели для металлообработки разных размеров, наждачной бумагой, ручным шкуродером, специализированной шпаклевкой и растворителем или отвердителем.
Особенности нанесения
Совсем не обязательно тщательнейшим образом подготавливать или грунтовать поверхность перед нанесением эпоксидной шпаклевки. Достаточно смахнуть с нее пыль и хорошо обезжирить.
Поскольку смесь эпоксидной смолы и отвердителя при соблюдении пропорций застывает довольно медленно, можно не торопиться и хорошо перемешать смесь до однородного состояния. Лучше использовать для этого деревянную лопатку, а нанесение раствора делать с помощью шпателя.
Помните, с момента нанесения состава проходит около часа до начала полимеризации. Времени достаточно много, чтобы исправить небольшие огрехи при нанесении шпаклевки. После этого примерно через шесть часов наступает окончательное застывание смеси. Спустя еще 2-3 часа можно начинать работы по обработке поверхности и ее подготовке к нанесению лакокрасочного слоя.
Эпоксидная шпаклевка – удобный, но достаточно дорогой, если покупать готовый состав, материал для реставрации различных видов оснований. Самым оптимальным вариантом считается ее использование при самостоятельном ремонте автомобиля.
Шпаклевка по металлу является материалом, использование которого при выполнении работ с металлическим поверхностями строго обязательно.
Существует несколько разновидностей такого состава. Выбор наиболее подходящего зависит от качеств предстоящих работ. Некоторые смеси дают значительную усадку, другие отличаются быстрым высыханием и повышенной прочностью.
Выбирая тот или иной материал, следует внимательно ознакомиться с его особенностями, чтобы избежать появления на поверхности микротрещин после полного высыхания состава.
Что учесть при использовании материала?
Специалисты заранее советуют ориентироваться на благоприятные условия окружающей среды. Лучше всего выполнять работы при влажности не более 80% и температуре не ниже +5 °С. Если материал после приготовления получился слишком вязким и доставляет проблемы при нанесении (особенно касается распылителей), то стоит воспользоваться специальными растворителями для шпатлевки по металлу — средствами марок Р-4 и Р-5А. Не стоит забывать и о химически активных веществах в составе шпатлевки. На протяжении всего рабочего процесса будет не лишним использовать средства индивидуальной защиты.
Изготовление своими руками
Эпоксидную шпаклевку не так уж сложно сделать самостоятельно. Для этого потребуются эпоксидная смола и отвердитель, а также наполнители, которые могут меняться в зависимости от того, какую поверхность нужно будет шпаклевать:
- Эпоксидная шпаклевка по дереву – мелкие древесные опилки в смеси с гипсом или мелом.
- Эпоксидная шпаклевка по металлу – металлические опилки, лучше точно из того металла, из которого сделано основание. Обычно это алюминиевая пудра.
- Эпоксидная шпаклевка для пластика – цветной пигмент, чтобы зашпаклеванное место не выделялось на общем фоне, и тонко измельченное стекловолокно.
- Для бетона – цемент, либо стекловолокно, либо песок.
Технология работы довольно проста, главное, иметь под рукой все необходимые компоненты и соблюдать пропорции.
Важно не переборщить с отвердителем. Его количество обычно не превышает 3 % от общего объема смолы при температурах +12 – 25° C
Причем, если на улице +25° C, количество отвердителя можно уменьшить до 1,5 %, а если +12° C, то увеличить до 3 %. Если же рабочий диапазон температур, при которых предполагается проводить работы, колеблется в пределах +13 — +24° C, в состав необходимо ввести 2 % отвердителя.
Изготовление эпоксидной шпаклевки своими руками сопряжено с некоторой опасностью. Связано это с присутствием в составе отвердителя. Если случайно переборщить с его количеством, начнется бурная реакция с выделением большого количества тепла. Получить ожоги в этот момент – пара пустяков.
Приготовление состава
Основа для шпатлевки поставляется в виде сухой смеси объемом от 0,25 до 60 кг. Изначально следует рассчитывать на расход примерно 600-700 г/м 2 при стандартной толщине до 1 мм. Если планируется задействовать в работе пневматический пистолет для распыления, то расход будет еще ниже — примерно 200-300 г/м 2 с учетом, что и толщина покрытия уменьшается вдвое. В таком соотношении готовится шпатлевка по металлу под покраску для автомобилей. Сухая смесь состоит из двух компонентов, один из которых представляет собой основу, а второй — отвердитель. Сначала перемешивается основа с водой при помощи строительной дрели-миксера на низких оборотах. Далее вносится отвердитель и в том же режиме выполняется размешивание в течение 10 минут, пока не сформируется однородная масса.
Что это такое?
Эпоксидная шпаклевка представляет собой ремонтный состав, изготавливаемый на основе эпоксидной смолы. Обычно этот материал продается в комплекте с отвердителем. Их смешивание выполняют непосредственно перед нанесением.
Шпаклевочная смесь наносится на подготовленные поверхности с помощью шпателя или другого удобного для каждого конкретного случая инструмента и равномерно распределяется.
Эпоксидные шпаклевочные составы применяются для проведения мелких ремонтных работ, а также при крупномасштабном строительстве для следующих целей:
- Устройства гидроизоляции;
- Соединения различных материалов – металла, керамики, пластмассы, древесины, бетона;
- Выравнивания различных оснований, в том числе из камня, бетона, древесины;
- Реставрации поверхностей и маскировки неровностей, стыковочных швов, устранения различных повреждений – выбоин, трещин, сколов.
Восстановление формы кузовных деталей с использованием рихтовочно-го инструмента.
Правку выпучин выполняют в холодном или
нагретом состоянии.
Устранение выпучин в холодном состоянии основано на
растяжении металла по концентрическим окружностям или по радиусам от
выпучины к неповрежденной части металла (рис. 6.1). При правке
образуется плавный переход от наиболее высокой части выпучины к
окружающей ее поверхности панели. Для этого по направлению от металла,
окружающего выпу-чину, к выгнутой части поверхности наносят молотком
последовательную серию ударов по кругу. По мере приближения молотка к
границе выпучины силу удара уменьшают. Чем больше будет число
окружностей на панели при рихтовке, тем плавнее получится переход от
выпучины к неповрежденной части металла.
Рис. 6.1. Устранение выпучин в панелях кузова без
нагрева:а — участки панели с выпучиной; б — схема направления
ударов молотком (указаны стрелками); / — выпучи-на: 2 — панель; 3 —
участки панели, подлежащие растягиванию рихтовкой с помощью молотка: 4 —
кривизна панели после правки выпучины
Правка деформированных поверхностей на прямолинейном
участке лицевых панелей с использованием опорной плиты и киянки показана
на рис. 6.2, а. Исправление деформаций на деталях с некруглыми
поверхностями выполняют с использованием киянки и фасонных плит или
наковален специального профиля (рис. 6.2, б). На рис. 6.2, в показан
процесс рихтовки незначительных вмятин на лицевых панелях кузова, таких
как крыша, двери, капот, крышка багажника, крылья и др.
Последовательность исправления вмятин на деталях кузова, имеющих
закругленную лицевую поверхность, представлена на рис. 6.2, г.
Значительная пластическая деформация, имеющая место при
растягивании металла для устранения выпучины рихтовкой в холодном
состоянии, увеличивает истинную поверхность металла на восстанавливаемом
участке и ухудшает стойкость его окисной пленки. В результате
коррозионная стойкость металла ухудшается. Поэтому правку неровных
(волнистых, небольших вогнутых поверхностей) панелей кузовов и оперения
выполняют без наклепа и увеличения площади металла при помощи опорной
плиты 2 и специального молотка 1 (рис. 6.3), имеющего насечку на рабочей
части. При устранении вмятин данным способом металл не растягивается, а
длина панели 3 восстанавливается до первоначальных форм и размеров.
Для восстановления поверхности кузовных деталей в
легкодоступных местах применяют различные рихто-вочные инструменты в
соответствии с кривизной восстанавливаемого профиля детали, т. е. с
учетом радиусов, переходов различной кривизны и ребер жесткости. На рис.
6.4 показаны варианты использования фасонных плит, наковален, оправок и
рихтовоч-ного молотка при восстановлении поверхности переднего крыла
кузова в сечении А-А.
Укладка покрытия
Выдержав готовую смесь 20-30 минут, приступают к работам. Укладку можно выполнять и пневматическим распылителем, и традиционным инструментом в виде шпателя, и комплектным тюбиком с небольшим соплом, если речь идет о небольшой зоне обработки. Нанесение шпатлевки на голый металл выполняется одинаковыми пластами по всей площади и тут же выравнивается. Для распределения массы по всему участку стоит воспользоваться штукатурным правилом. Также не стоит забывать, что смесь в силу особенностей рецептуры недолго сохраняет пластичность, поэтому выполнять операцию следует как можно быстрее. По инструкции жизнеспособность смешанной шпатлевки при нанесении шпателем составляет 1-1,5 ч, а при работе с пульверизатором — до 6 ч. После полимеризации уложенное и распределенное покрытие шлифуется мелкими абразивами. Для этого желательно использовать шлифмашинку с фетровым кругом. Затем можно приступать к декоративным лакокрасочным мероприятиям.
Разновидности
Эпоксидные шпаклевки делятся на несколько видов по характеру наполнителя. Ими можно работать по дереву, металлу, пластику или бетону. Востребованы такие составы и у автомобилистов при самостоятельном ремонте.
Использование эпоксидной шпаклевки частично восстанавливает и укрепляет структуру основания.
По металлу
Для выравнивания металлических поверхностей эпоксидные шпаклевки – оптимальный вариант. У них отличная адгезия
Кроме того, они хорошо поддаются финишному ошкуриванию, что важно перед окончательной отделкой (окрашиванием)
Чтобы идеально выровнять металлический лист или любой другой предмет из металла, используют составы с наполнителем в виде мельчайших опилок из того же материала, из которого выполнена шпаклюемая поверхность.
Чаще всего в продаже можно найти составы с алюминиевой пудрой.
Умелые автомобилисты успешно обрабатывают такими шпаклевками кузов авто в местах повреждения. Особенно выгоден эпоксидный состав для долгой консервации автомобиля – он полностью предохраняет металл от коррозии и ржавчины.
Специальные марки эпоксидных шпаклевок по металлу применяются в судоремонтных мастерских, где требуются особые свойства наносимой смеси.
По пластику
Применение эпоксидки на пластиковых поверхностях возможно за счет ее превосходной адгезии, а также эластичности. Благодаря таким качествам, этот ремонтный материал нашел самое активное применение не только при восстановлении труб ПВХ, но и при ремонте автомобильной техники.
Так, к примеру, эпоксидные восстанавливающие составы для пластмассы с большим успехом применяют для приведения в презентабельный вид б/у автомобилей.
Смола способна заполнять все неровности, вмятины и выбоины на кузове машины. Единственным не очень приятным моментом выступает высокая токсичность используемого ремонтного материала. Поэтому для защиты легких при работе необходимо обязательное применение респираторов и защитных масок.
Технология использования эпоксидных шпаклевок практически ничем не отличается от обычных применяемых смесей. Перед непосредственным нанесением нужно провести небольшой визуальный анализ повреждений на поверхности (например, бампера). Далее работайте по известной схеме:
- очистите от грязи пластиковые поверхности;
- зачистите пластмассовые детали наждачкой;
- обезжирьте поверхности специальным растворителем;
- нанесите шпаклевку на поврежденную поверхность с помощью резинового шпателя;
- отшлифуйте отреставрированную деталь сначала крупнозернистой наждачкой, потом – мелкозернистой.
После этих несложных операций полученная деталь готова к финишной покраске.
По бетону
При работе с такими поверхностями чаще всего используются эпоксидные пропитки по бетону. Обычно в подобные составы добавляют, кроме цемента, еще и крупнозернистый песок – для повышения адгезии основания к последующей отделке. После такой пропитки поверхность бетона становится шероховатой и вполне готовой к оштукатуриванию.
Для заделки трещин в бетоне подойдет обычный (эпоксидная смола + отвердитель). Его готовят строго по инструкции, затем заполняют трещину и разравнивают поверхность. После полной полимеризации зачищают шкуркой.
При реставрации больших выбоин для удешевления смеси в эпоксидный клей добавляют наполнитель – цемент или мелкий песок.
Шпатлевка по металлу г. санкт-петербург зао лкм сервисплюс
Сегодня отечественные шпатлевки делятся на следующие виды:
- Пентафталевые. Они отличаются заметной усадкой (3-5%) и пригодны для восстановления мелких повреждений. Данные шпатлевки требуют продолжительной сушки при температуре ниже 80°С. Во избежание растрескивания их необходимо слоем до 0,5 мм.
- Эпоксидные. Они являются наиболее распространенными и обладают высокой химической стойкостью, при этом обладают минимальной усадкой — 0,1%, а также могут применяться на любых типах поверхностей, которые подвержены адгезии. Но, перед их использованием следует добавить в них немного каолина, мела или талька во избежание отекания с вертикальных поверхностей. Они отвердевают за 15-20 минут, для полного же высыхания требуется около суток.
- Полиэфирные. Данные шпатлевки по металлу используют в качестве основы ненасыщенных полиэфирных смол и отвердителя в качестве второго компонента. Их основное преимущество заключается в незначительной усадке (до 0,5%), а также в наличии хорошей адгезии. Они отлично подходят для заделывания крупных отверстий, а с помощью добавленного в их состав металлического порошка дают возможность получить идеальное сочетание с материалом основания и хорошую стойкость к будущим вибрациям.
Наша компания осуществляет продажу шпатлевок на взаимовыгодных условиях. Среди огромного ассортимента лакокрасочных материалов, предлагаемых нами, вы можете заказать не только шпатлевки, но и лаки, краски, эмали, и др.
Каталог шпатлевок >>>
Как обманывают?
Но даже точный прибор можно обмануть. Некоторые автосервисы красят ремонтируемые детали «под толщиномер». Вот такие есть умельцы.
Но чаще продавцы просто меняют поврежденную деталь, и ни один толщиномер не обнаружит, что машина была в ДТП. Тогда скрупулезно смотрите всю машину, все равно ремонт можно обнаружить. Ни один автосервис не подделается под заводской вид.
Кроме того, некоторые, чтобы скрыть дефекты, заклеивают автомобиль пленкой. Как правило, толщиномер будет показывать двойные данные — на толщину пленки. Здесь то же правило — если сведения разнятся на 50 микрон и более, значит продавец пытался скрыть следы ремонта.
Вывод один. Толщиномер вам, конечно, в помощь, но слепо доверять показателям электроники не следует
Обращайте внимание на все мелочи, внимательно осматривайте кузов
Источник
Скачать PDF
Как правило, задают вопрос о том, как же обмануть толщиномер, люди, далекие от понимания его принципа работы. Наслышавшись от знакомых о какой-то чудодейственной шпаклевке или алюминиевой присыпке с золотом (!?), они хотят продать свою битую машину как новую, не представляя даже глубину, задаваемого ими самими вопроса. Как обмануть толщиномер, это не проблема. Обмануть можно любое устройство, которое придумал человек. Вопрос только в том, зачем это нужно и какова цена решения. Для начала разберемся, какие виды толщиномеров реализуются на рынке и принцип их действия.
Производители
Сегодня рынок строительно-отделочных материалов изобилует различными марками шпаклевочных составов. Большинство крупных компаний-производителей строительных материалов, как правило, имеют в своем ассортименте шпатлевки, в том числе эпоксидные. К ним относятся такие известные фирмы, как Tikkurila («Колофилл»), Teknos («TeknopoxFill»), «Basf Строительные системы» («MasterBrace»), Bostik («Eponal»), Isomat, Novol («Novol Thermo»).
Также производством шпаклевок занимаются «ВитаХимСибирь», «Атум Инновационные материалы», «Котовская лакокрасочная компания Kraski klk», «Гамма Индустриальные краски», Лакокрасочный завод «Rufa», «3Decor», НПО «Краско», «Эпитал», «Карбохим-Астат», «Пермская лакокрасочная компания» и многие другие.
Состав материала
Большая доля почти любой шпатлевки данного типа приходится на эпоксидную смолу. Остальные части составляют разного рода пигменты и модифицирующие добавки с пластификаторами. По этой причине коэффициент нелетучих элементов составляет порядка 90 %. Конкретный набор второстепенных компонентов шпатлевки по металлу зависит от условий применения. Это могут быть и нейтральные вещества для заполнения дефектов, и армирующие волокна наподобие стеклопластиковых включений, улучшающих физические свойства прочности. Иногда дополнительные элементы вносят уже в процессе приготовления раствора. К таким можно отнести мел или каолин, которые способствуют быстрому отвердению и высыханию смеси.
Особенности нанесения
Как и при выборе обычной штукатурки для стен, шпатлевка по металлу должна выбираться по заранее обусловленным требованиям. В домашних условиях определите – какой вид больше подходит, какому производителю вы доверяете – и вперед в магазин. Прямо там же стоит внимательно прочитать и изучить детальную инструкцию. Она сразу сориентирует – что еще необходимо будет приобрести. В той же инструкции к товару будет точное указание правил смешивания
В шпаклевке по металлу очень важно правильно смешать смесь и отвердитель. Если второго будет много – он после нанесения шпаклевки может проступить наружу
Если же его будет мало – то возможно обработанный металл не будет иметь необходимую прочность.
Наводить смесь стоит в небольших количествах. В начале работы подготовьте совсем небольшую емкость и попробуйте навести десятую часть планируемого объема. После этого, вы определите – как правильнее смешивать и как удобнее использовать. В любом случае, не должно быть сразу много наведенного раствора, поскольку он быстро портится, высыхает и теряет свои качества. А это в последствии может резко сказаться на самой металлической обработке. При соединении шпаклевки и отвердителя – будьте внимательны с объемами первого и второго. Максимально точно набирайте оба раствора. Для этого можно использовать не только мерные стакан и ложку, но и шприц с большими объемами.
Характеристики и состав
Шпаклевочный материал на основе эпоксидной смолы включает следующие составляющие:
- Основное вещество – смола
. Это жидкая эластичная субстанция коричневого цвета, обеспечивающая основные технические характеристики конечного продукта; -
Наполнители
. Для придания шпаклевочному составу большей вязкости в него добавляют металлическую пудру, стекловолокно, песок или цемент; -
Отвердитель.
Жидкость, добавляемая в шпатлевку, для быстрого отверждения ремонтного покрытия. Благодаря его наличию поверхность быстрее сохнет, что экономит время при проведении ремонтных работ. В качестве отвердителей используются фталевый и малеиновый ангидриды, а также карбоновые кислоты.
Для этого необходима смола и соответствующие наполнители. Для приготовления шпатлевки по дереву берутся древесные опилки, смешанные с мелом либо гипсом. В шпаклевочный состав по металлу добавляют металлические опилки, чаще алюминиевую пудру; по бетону – стекловолокно (можно заменить на песок или цемент). Составы по пластику изготавливаются со стекловолокном. Все компоненты смешиваются. В смесь вводится отвердитель. При этом его объемная доля должна быть не больше 3% от всего количества состава. Если шпаклевку предполагается наносить в жарких условиях (более 25 градусов), то содержание отвердителя можно уменьшить вдвое. Полученный состав начнет затвердевать примерно через 60 минут. Окончательно застынет через 6 часов.
Основные характеристики эпоксидной шпаклевки:
- Прочность и стойкость к износу. Эти свойства позволяют данному ремонтному материалу надежно защищать любые основания от внешних воздействий. Эпоксидная шпатлевка предотвращает развитие процессов коррозии, выдерживает воздействие на нее различных химических веществ (солевых растворов, моющих средств, бензина, щелочей, минерального масла), предупреждает появление плесени и грибка. Именно эти свойства позволяют использовать данный материал в самых разных сферах человеческой деятельности;
- Малая степень усадки материала. Благодаря тому, что эпоксидная шпатлевка обладает свойством эластичности и содержит совсем небольшой объем летучих соединений, материал практически не изменяет свой первоначальный объем, что позволяет наносить его слоем до 10 мм и не переживать, что на поверхности появятся трещины и деформации;
- Хорошая адгезионная способность. Это свойство дает возможность использовать данный материал для нанесения на поверхности из бетона, металла, пластика, керамики, древесины и применять в эксплуатируемых с постоянными нагрузками конструкциях (полы, ступени, подоконники, детали автомобилей);
- Отсутствие необходимости наносить после использования шпатлевки грунт. Зашпаклеванные изделия можно сразу покрывать финишными составами;
- Длительный период службы;
- Податливость шлифовке.
Виды и особенности шпаклевки
При выборе качественной шпаклевки для поверхности из металла, необходимо, чтобы она имела такие свойства:
- Быстро высыхала.
- Имела хорошее сцепление с поверхностями из металла.
- Обладала высокой эластичностью даже после полного затвердения.
- Равномерно распределялась по поверхности.
- Давала минимальную усадку после обработки металла.
- Просто выполнялась обработка деталей.
- Имела хорошую совместимость с покрытиями лаком или краской, которые используются в процессе ремонта.
Существует несколько видов шпаклевок для нанесения на металл.
Из них наиболее часто используются:
- Полиэфирные из двух компонентов.
- Эпоксидная шпатлевка для металла.
- Нитро шпаклевки.
Каждая из них имеет свои свойства и особенности нанесения своими руками.
Особенности двухкомпонентных полиэфирных шпаклевок
Двухкомпонентные шпатлевки – это составы, в основную полиэфирную массу которых перед эксплуатацией смеси необходимо ввести отвердитель.
Главными особенностями такого покрытия являются:
- Отсутствие усадки.
- Возможность нанесения на поверхность несколькими слоями.
- Хорошая адгезия материала.
- Это термостойкая шпатлевка по металлу.
Двухкомпонентные шпатлевки бывают:
-
Финишные или отделочные
. С их помощью обеспечивается гладкая ровная поверхность, отлично заделываются трещины, всевозможные поры или вмятины. -
Мелкозернистые.
Предназначены такие составы для устранения небольших дефектов и неровностей. Они могут использоваться для поверхностей, обработанных предварительными покрытиями. -
Среднезернистые и крупнозернистые
– ими можно заполнять большие отверстия и немалые вмятины. Наносятся смеси непосредственно на металл, стекловолокно или ранее нанесенную шпаклевку.
Полиэфирные шпаклевки выпускаются:
- В виде армированного металлического порошка. Такие смеси обладают устойчивостью к вибрациям, они применяются лишь для сплошных плоскостей.
- Стекловолокна. Применяются для заделывания сквозных отверстий, больших неровностей и достаточно глубоких вмятин. Но такие составы неустойчивы к действию механических нагрузок и вибраций.
Особенности эпоксидной шпаклевки
Шпаклевка эпоксидная по металлу является также двухкомпонентной.
Ее преимущества:
- Большая прочность.
- Имеет антикоррозийные свойства.
- Обладает устойчивостью к химическим элементам.
- Незначительная усадка после высыхания.
- Наносить можно достаточно толстым слоем материала.
- Отличается высокой адгезией на любых типах поверхностей.
- Легко может обрабатываться абразивными инструментами.
- Длительный срок эксплуатации.
- Возможно использование состава по старой шпаклевке или краске. При этом материалу не требуется выполнение предварительной грунтовки, достаточно лишь тщательно обезжирить поверхность.
- Невысокая цена.
- Сравнительно быстрое застывание смеси. Достаточно примерно 8 часов, и можно приступать к последующим действиям обработки поверхности.
Особенности нитро-шпаклевки
Нитро-шпаклевка – это однокомпонентный, полностью готовый к применению состав. Он достаточно простой при шпаклевке металла, но дает большую усадку, до 15 %. Это позволяет его использовать для заделки царапин и неровностей небольших размеров.
За один раз слой можно нанести около 0,1 миллиметра шпаклевки, что требует покрывать поверхность составом несколько раз. Перед шпаклевкой металла желательно применять первичную грунтовку. В таких смесях основной объем массы создают специальные, входящие в нее наполнители.
Это могут быть:
Нейтральные всевозможные волокна или порошки, увеличивающие объем материала. Обычно в составе имеются порошки металлов, минералы или стекловолокно.
Наполнитель в составе материала определяет его вид.
Он может быть:
- Мелкозернистым. С его помощью получается гладкая поверхность, почти без раковин и пор.
- Крупнозернистым. Отличается наличием пор, но при этом у него большая прочность, чем у мелкозернистого, что затрудняет обработку.
- Армированным порошком из металла или стекловолокном. Это самый прочный материал, его можно использовать даже для заделки в металле сквозных отверстий.
- Облегченным. Предназначен для заполнения достаточно большой массы, но при этом деталь не увеличивается.
Нитро-шпаклевки могут отличаться по консистенции, они бывают:
- Пастообразными. Металл шпаклюется шпателем.
- Жидкими. Для их нанесения используются кисть или пульверизатор.
Смеси отличаются способом сушки.
Она может быть:
- Естественной.
- С подогревом.
- Сушки ИК-излучением.
Прежде, чем приобрести состав для шпаклевки, необходимо ознакомиться с ее особенностями, определить, каким она должна отвечать требованиям в конкретном случае. Поможет правильно подобрать смесь видео в этой статье.
Назначение покрытия
Шпатлевка оказывает защитно-восстановительное воздействие на металлические поверхности. На практике ее используют в качестве промежуточной прослойки между непосредственно структурой заготовки и внешним декоративным покрытием. В некотором роде это подготовительная база для обычной краски, но рассчитанная на повышенную защиту основного материала. Например, термостойкая шпатлевка по металлу способна отражать тепловые воздействия при температурном режиме -50…+120 °С, сохраняя и первостепенные механические свойства. В зависимости от модификации данное средство может обеспечивать защиту от коррозии, агрессивных щелочей, бензина, атмосферных воздействий и прямого контакта с водой. Поэтому существуют и специальные составы, ориентированные на эксплуатацию в промышленных условиях, на открытом воздухе, в помещении, на электроэнергетических предприятиях и т. д.
Заключение
Функции защиты металлических поверхностей от разного рода угроз давно переняли лакокрасочные покрытия. Они оберегают материал и от легких механических воздействий, и от коррозийных процессов. Но в условиях эксплуатации материала в агрессивных средах и с учетом имеющихся повреждений оптимальным решением станет применение шпатлевки по металлу, оказывающей ремонтно-восстановительное действие. Ее главное преимущество заключается в том, что она не дает существующим очагам повреждения продолжить разрушение структуры изнутри. К тому же защитные свойства многих грунтующих составов на эпоксидной основе превосходят по эффективности альтернативные покрытия.
Делятся на три вида:
Полиэфирные шпатлевки (ПЭ-00-85), на ненасыщенных полиэфирных и отвердителя. Обладают хорошей степенью сцепления с поверхностью и незначительной усадкой (0,5%). Входящее в состав стекловолокно, позволяет заделывать крупные отверстия, а металлический порошок помогает создать покрытие, стойкое к вибрации.
Эпоксидные шпатлевки (ЭП-0010, Э-4022), состоящие из эпоксидной смолы и отвердителя. Прочная шпатлевка для металла, обладает минимальной степенью усадки (0,1%). Обладает отличной адгезией с любым типом поверхностей. Для предотвращения стекания с вертикальной поверхности, рекомендуется добавлять мел, каолин или тальк. Эпоксидные шпатлевки твердеют за 15-20 минут, а окончательное высыхание происходит через сутки.
Пентафталевые шпатлевки (ПФ-002) применяются для восстановления мелких дефектов поверхности металла. Шпатлевка обладает значительной степенью усадки (3-5%). При шпатлевке металла, слоя должна доходить до 0,5мм для предотвращения растрескивания. Толстый шпатлевки предполагает долгую сушку (до 24 часов) при температуре не выше 80 градусов Цельсия.
Нитрошпатлевки (НЦ-007, НЦ-009), не содержат отвердителей, обладают высокой степенью усадки (15%), применяются для устранения мелких царапин и незначительных повреждений. Для улучшения адгезии, применением нитрошпатлевки, поверхность необходимо загрунтовать. Выдерживают сушку при высоких температурах (90 -100 градусов Цельсия).