Типы смесей и их основные параметры
В первую очередь вся продукция данного вида разделяется на группы в зависимости от того, какой компонент использован в качестве основного наполнителя, бывают гравийные, щебеночные и песчаные смеси.
Также применяется битум разной вязкости, из-за этого может различаться способ укладки:
Работы с горячим асфальтом требуют наличия специальной укладочной техники, без нее добиться хорошего результата невозможно
Теплые асфальтобетонные смеси (многие специалисты называют их и вовсе холодными) могут укладываться и при более низких температурах. Нижний предел температуры составляет 5 градусов тепла, но лучше все-таки проводить работы при 20-30 градусах. При изготовлении применяется только жидкий битум.
Кавабанга! Все о пластификаторах для бетона
Битум – важнейший компонент, от качества которого во многом зависит прочность асфальта
Еще один важный фактор – плотность асфальтобетонной смеси.
Также можно подразделить все составы по фракциям:
- Если присутствуют включения диаметром до 40 мм – крупнозернистый.
- При фрагментах величиной до 20 мм – мелкозернистый.
- Если размер самых крупных вкраплений не превышает 5 мм – песчаный.
В зависимости от количества щебня, присутствующего в составе, выделяются следующие виды асфальтобетонных смесей:
Область применения
Асфальтобетонные смеси получили широкое распространение благодаря следующим достоинствам:
Смеси применяются, когда ремонтируются или строятся:
Это далеко не полный перечень сфер, где материал может применяться. Транспортно-экономические показатели смеси так же приятно удивляют владельцев. Как и коэффициент уплотнения.
По сравнению с другими материалами, асфальтобетон медленнее подвергается износу уже после того, как наберёт необходимую прочность. Он успешно сопротивляется воздействию окружающей среды, даже агрессивному. Этому способствует и правильный отбор кернов ГОСТ.
Из чего производят асфальт — основные компоненты
Асфальтобетон изготавливают на асфальтных заводах из битума и твердых наполнителей. Искусственный асфальт может включать в себя множество других компонентов в зависимости от назначения дорожного полотна и условий эксплуатации.
- Крупнозернистый наполнитель. Это щебень различных горных или осадочных пород. Его назначение — придавать асфальтобетонному покрытию твердость и стойкость к повышенным механическим нагрузкам. Допускается фракция 10–40 мм.
- Мелкозернистый наполнитель. Назначение этого компонента — снижение пористости и повышение плотности асфальта. Для этого в асфальтобетон добавляют карьерный песок или щебеночный отсев. Такой наполнитель улучшает стойкость автодорожного покрытия к высоким температурам.
- Минеральные порошки. С их помощью регулируется вязкость смеси.
- Битум. Это основной вяжущий компонент искусственного асфальта. Некоторые асфальтные заводы используют другие синтетические пластификаторы, но такая технология более затратная и применяется только для особых дорожных покрытий.
Применение асфальтобетонных смесей
Асфальтобетоны отлично подходят для формирования тротуаров, дорожек в парковых зонах, создания детских и спортивных площадок. С учётом всех характеристик указанных составов их можно применять для дорожного строительства и ремонта на территории лечебных и образовательных учреждений.
Асфальтобетоны применяются для строительства дорог общественного пользования, автотранспортных магистралей с серьёзными эксплуатационными нагрузками.
Асфальтобетоны применяются не только для обычного дорожного строительства, но и для создания качественного полотна для аэродромов с учётом всех соответствующих нагрузок и температурных колебаний. С их помощью создаются объекты для гражданского, производственного и военного применения.
Также асфальтобетонное покрытие может повторно перерабатываться и использоваться вновь.
Технология устройства покрытия
Смеси асфальтобетонные и щебеночно-мастичный асфальтобетон должны укладываться в сухую погоду. Если работы ведутся весной, то температура окружающего воздуха не должна быть ниже + 5 ˚С. Осенью этот показатель составляет + 10 ˚С. Основание должно быть сухим и обладать положительной температурой.
В состав работ входят некоторые технологические операции. На первом их этапе осуществляются подготовительные работы. Далее ведется приемка асфальтобетонной смеси и ее выгрузка в бункер асфальтоукладчика, если применяется именно он. Может использоваться и другой механизм. Затем смесь укладывается асфальтоукладчиком и уплотняется катком.
Если работы ведутся с применением горячих асфальтобетонов, их доставляют на место проведения работ самосвалами с чистыми кузовами, которые имеют систему подогрева. Смесь накрывается водонепроницаемым тентом. Укладка должна вестись непрерывными темпами, ее необходимо согласовать с производительностью заводом. Темп работ регламентируется соответствующей документацией и прописывается в проекте производства работ.
Для укладки смеси следует использовать асфальтоукладчики с автоматической системой обеспечения поперечного уклона и ровности покрытия. Для уплотнения покрытий используются дорожные катки, масса которых достигает 18 т. При устройстве покрытий осуществляются подготовительные работы. Они предусматривают установку ограждений и дорожных знаков.
Перед укладкой слоя из горячего асфальтобетона нужно убедиться в ровности и качестве нижележащего покрытия. Основание следует очистить от пыли и грязи, обработав органическим вяжущим на основе битумной эмульсии. С этой целью можно использовать жидкий дорожный битум.
Укладка асфальтобетона ведется без остывших продольных стыков на ширину проезжей части. Количество одновременно работающих укладчиков должно быть назначено с учетом ширины уплотняющих рабочих органов. Шаг между асфальтоукладчиками, работающими одновременно по соседству, не должен быть выше 30 м. Для того чтобы получить ровную поверхность покрытия, необходимо обеспечить постоянную скорость и непрерывность укладки. Первая из упомянутых зависит от равномерности доставки смеси к асфальтоукладчику и обычно варьируется от 2 до 4 м в минуту.
Смесь должна выступать из кузова автомобиля во время укладки максимально равномерно. Для того чтобы добиться слоя постоянной толщины и нужной ровности, следует обеспечивать равномерное давление материала на плиту. В начале смены, когда производится возобновление укладки после перерыва, следует прогреть поперечный стык. Заглаживающая плита при этом устанавливается на ранее уложенное покрытие. Шнековая камера после постепенно наполняется смесью.
Сфера применения и преимущества асфальтобетонных смесей
Основной сферой применения материала является формирование монолитных полотен дорог, также, в некоторых случаях, они используются для покрытия верхнего эксплуатируемого слоя полотна.
Кроме того, различные марки дорожных асфальтобетонных смесей могут использоваться:
Высокая востребованность такого материала обусловлена доступной стоимостью относительно цементобетонной смеси, хорошими эксплуатационными качествами и универсальностью использования в различных сферах.
- Хорошие показатели механической прочности;
- Устойчивость к упругим и пластическим деформациям;
- Равномерность покрытия, которое обеспечивает возможность комфортного и быстрого передвижения транспорта;
- Демпфирующие качества;
- Возможность быстрой укладки при наличии специализированной техники;
- Долговечность и относительно невысокую стоимость.
Плотные пористые стройматериалы применяют при укладке слоев дорожного полотна, взлетно-посадочных полос, площадок и других поверхностей. Для этого специалисты используют смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон.
Растворы классифицируют, согласно нескольким параметрам. Классификация зависит от особенностей компонентов, содержащихся в асфальтобетонных смесях. Различают четыре типа растворов. Классификация асфальтобетонных смесей выглядит так:
Для чего подходят разные типы асфальта
Тип | Автодороги с высокой транспортной загрузкой | Автодороги со средней и малой транспортной загрузкой | Пешеходные территории |
---|---|---|---|
А | Да | Да | Да |
Б | В комбинации | Да | Да |
В | В комбинации | Да | Да |
Г | Нет | Нет | Да |
Д | Нет | Нет | Да |
Комбинация асфальтобетонов может выглядеть следующим образом:
- Укладывается крупнозернистый асфальт типа Б;
- Сверху укладывается мелкозернистый асфальт типа Б;
- Затем укладывается щебеночно-мастичный асфальт типа А.
Несмотря на то, что асфальтобетоны типа А подходят для любых покрытий, использовать их для устройства пешеходных зон не совсем рационально. Во-первых, тротуарам не требуется таких высоких физико-механических характеристик, во-вторых, стоимость щебеночно-мастичного асфальтобетона существенно выше, чем песчаного.
Подбор состава и производство материала
На данный момент разработано несколько методик подбора композиции асфальтобетонных смесей. Любая из них содержит мероприятия по уплотнению горячего материала, определению пористости покрытия и включает испытания бетона на предмет определения его характеристик.
Проектирование смеси
Один из вариантов состава смеси при ее проектировании.
- Подбор состава начинают с выбора характеристик компонентов смеси и установления их соответствия нормам, которые прописаны технической документацией.
- Далее определяются оптимальные пропорции компонентов, которые будут гарантировать производство покрытия с заданными качествами.
- Завершающий этап проектирования – оценивание вариантов подбора и производство пробной партии асфальтобетона на заводе.
Есть 2 подхода, касающиеся проектирования асфальтового бетона.
Первый метод — это подбор состава смеси с постоянной гранулометрией наполнителей.
- Он гарантирует увеличенные механические качества дорожного полотна, из-за расклинивания мелкофракционным гравием/щебнем более крупных их зерен.
- Покрытие, уложенное из материала, приготовленного с непрерывной гранолуметрией наполнителя, имеет высокий уровень шероховатости и стойкость к сдвигам.
- Характеристики бетона не меняются, если есть отклонения в дозировании его компонентов. Материал легко укладывается, распределяется и уплотняется в ходе обустройства дорожного покрытия.
Сравнительная таблица проектированных вариантов смеси.
Для асфальтовых смесей подобного типа нужен щебень или гравий из прочных пород (например, гранита) с обколотой больше, чем на 50% поверхностью зерен.
Важно при этом использовать битум, стойкий к старению (в том числе, замещению фазового и группового состава). Он также должен иметь хорошую адгезию к каменным материалам, потому как для таких бетонов характерна открытая пористость.
- В ходе уплотнения подобной смеси получается покрытие, имеющее закрытую пористость, которое обладает большей водостойкостью и морозоустойчивостью.
- Такой материал более склонен к неравномерности распределения в среде зерен крупного наполнителя битума и минеральных составляющих.
- На физико-механические качества такого бетона большое влияние оказывают отклонения от нормативного дозирования вяжущего вещества и минерального порошка.
- Для плотных асфальтных бетонов типичен низкий уровень шероховатости.
Замешивание партии
Схема производства материала.
Асфальтобетонные материалы вкратце производят так.
- В первую очередь подбирается сырье для смеси и определяется его качественность.
- Затем определяется объем нужных компонентов для заказанного количества смеси.
- Зная качество и кубатуру асфальтобетона, специалисты определяют, какова будет цена заказа.
- Затем сырье загружается в специальный бункер, в котором осуществляется предварительная его дозировка.
- Там минеральные материалы сушатся и греются до нормативной температуры.
- Потом они сортируются по фракционности и подаются на точный весовой дозатор.
- Одновременно с этим осуществляется нагревание вяжущего вещества до температуры, величина которой зависит от разновидности асфальтобетонной смеси. Затем битум взвешивается и дозируется.
- На заключительной стадии производства компоненты материала подаются в смеситель.
Область применения
Асфальтобетон — стройматериал с отличными прочностными характеристиками, поэтому он широко применяется для устройства долговечного твердого покрытия автодорог, пешеходных зон, рулежных дорожек аэродромов и взлетно-посадочных. Каждый из компонентов в составе смеси играет определенную роль и помогает придать асфальтобетону свойства, позволяющие применять его при устройстве твердых дорожных покрытий:
Битум (модифицированный, натуральный). Он выполняет функцию органического вяжущего и склеивает между собой твердые компоненты асфальтобетонной смеси, предотвращая относительные перемещения. Его получают путем перегонки нефтепродуктов с использованием химического синтеза или добывают из естественных залежей битуминозных пород и асфальта.
Читать по теме: Строительство грунтовых дорог
Мелкий щебень и песок. Использование этих сравнительно недорогих стройматериалов в дорожном строительстве позволяет заполнить пустоты, образующиеся в теле асфальтобетона. Песок и щебень разного размера эффективно повышает механическую прочность, износостойкость и срок службы дорожного покрытия.
Минеральный порошок. Он эффективно снижает текучесть и расход битума. Его получают путем разлома известняков, доменных шлаков, битуминозных известняков и доломитов. Тонкость помола порошков — до 0,071 мм. Иногда в качестве минеральных порошков используют различные порошкообразные отходы промышленности, например, пыль уноса цементных заводов.
Мелкозернистый асфальтобетон часто используют для устройства тротуаров и пешеходных зон, так как он стоит намного дешевле тротуарных плит. Также он применяется для выполнения мелких ремонтных работ на дороге, например, для заделки щелей. В военных учебных заведениях это тип асфальтобетона используют для создания плаца и специальных площадок.
Дорожные покрытия из асфальтобетона обладают длительным сроком эксплуатации даже при превышении допустимых механических нагрузок. Аналогичными качествами не обладают другие стройматериалы с тем же назначением.
В современном строительстве встречаются разнообразные виды стройматериалов, которые сложно заменить, так как они имеют строго определенное предназначение. К незаменимым материалам относится мелкозернистый асфальтобетон для дорожных работ, обладающий отличными прочностными характеристиками. Он востребован для создания дорожного покрытия на площадках, пешеходных зонах и территориях, прилегающих к жилым домам и другим зданиям. Широко используется для устройства верхнего слоя автомобильных дорог при укладке двухслойного дорожного покрытия.
Марки асфальтобетона и их характеристики
- В обязательном порядке будущий АБ включает в себя песок, битум – от 2,5 до 9%, и минеральные порошки.
- Каменная фракция обязательной не является, хотя множество известных АБ изготавливается на основе щебня или гравия.
- Кроме того, в состав могут входить различные модифицирующие добавки: для лучшего сцепления колеса с поверхностью, для увеличения шероховатости, для обеспечения звукоизоляции и так далее.
Следующее видео на примере одного из известных асфальтобетонов расскажет более подробно о преимуществах его типа А:
Понятие и особенности
Марка достаточно условно делит все возможные виды материалов на те, что демонстрируют наивысшие показатели, возможные для камня и битума указанного происхождения.
- На те, что обладают усредненными параметрами, пригодными, однако, для большинства строительных работ.
- И на те, что нельзя использовать в тяжелых климатических условиях или при серьезной нагрузке, поскольку их параметры недостаточны.
Итак, поговорим теперь о типах (1, 2, 3) асфальтобетона, например, литого, пористого, плотного мелкозернистого типов А, Б, В, Г, Д.
Виды марок
Различают 3 известные марки АБ.
О том, почему тип Д асфальтобетонной смеси лучше остальных, расскажет это видео:
Характеристики в соответствии с государственными стандартами
Горячие смеси должны быть устойчивы к расслаиванию, в том числе при хранении и транспортировке. Подобная устойчивость к отслоению обеспечивается стабилизирующими добавками, а оценку этого качества нужно осуществлять по ГОСТ 31015.
Показатель стекания не должен превышать 0,3 % по массе. Когда осуществляется подбор состава смеси, рекомендуется, чтобы показатель стекания вяжущего был равен пределу от 0,1 до 0,2 % по массе. Что касается цвета асфальта, то смесь должна иметь однородный блестящий черный цвет, ей должна быть свойственна однородность, которая оценивается по ГОСТ 12801. Вариация показателя не должно быть больше 0,18 % при температуре в 50 ˚С.
Виды и типы: технические характеристики
Выделяют такие разновидности асфальтобетонных смесей:
Материал может изготавливаться на основе гравия.
- В зависимости от основы состава: гравий;
- песок;
- щебень.
По фракционности наполнителя:
- объемный (крупнозернистый) — используемое зерно до 35 мм;
мелкозернистый — до 15 миллиметров;
песчаный — 5,5 мм.
По включению минеральной составляющей:
- разряд «А» содержит 55—65% материала;
«Б» — 45—55%;
«В» — 45—35%.
Основные типы асфальтобетонных смесей по применяемому связывающему веществу и температурному режиму в момент укладки:
Материал нужно укладывать, пока его температура держится на отметке выше 100 градусов.
- Горячая. Для изготовления используются вязкие и жидкие нефтяные дорожные битумы. Механизм установки — непосредственное применение после приготовления состава. Во время усадки термометр не должен показывать температуру ниже, чем +120 градусов.
- Теплая. Температура смеси 65 градусов. Укладывается теплый состав сразу после замеса раствора.
- Холодная. Основана на жидком битуме. Готовится холодный асфальтобетон без нагревания. Готовый раствор имеет длительные сроки годности, примерно 7—9 месяцев. Температура укладки до -5 градусов.
Классификация асфальтобетонной смеси
Виды дорожного материала:
Состав такого материала делает его очень плотным и достаточно прочным.
- Щебеночно-мастичный состав. Основа смеси: минеральный материал (щебенка, песок, минеральный порошок), битумное вяжущее вещество, модификатор, который отвечает за стабилизацию материала и препятствует расслоению покрытия в момент эксплуатации.
- Литые асфальтобетонные составы (мелкозернистый асфальтобетон). Плотный и механически устойчивый вид покрытия. Отличия от других — основа из битумного вяжущего вещества, порог содержания которого равняется 10% от общего состава, содержание минерального порошка — 27%.
- Асфальтобетонный раствор на основе полимера. Активные вещества состава — битум, как продукт нефтепереработки, термоэластопласт, эластомер и другие полимерные материалы. Свойства смеси — долговечность, устойчивость.
- Цветной асфальтобетон. Состав горячего или холодного типа с применением цветных пигментов. Отличительных моментов в приготовлении смеси нет, отличие только в добавлении окрасочных компонентов. Таким составом декорируется пол или другая поверхность.
- Стеклоасфальтобетонный состав. Дорожная смесь содержит измельченные стеклянные элементы. Применяются бытовые или промышленные продукты переработки из стекла. Помогает сэкономить на крупном заполнителе и вяжущем веществе.
- Резиноасфальтобетонный вид раствора. Горячий состав, модифицированный с помощью резиновой крошки. Добавление активного компонента проводится двумя способами: сухим — вместе с заполнителем и мокрым — соединяется с битумом.
- Резиново-дренирующий асфальт. Отличается от других активным вяжущем веществом, в которое входит полимерный битум, полиэтилен с низким процентом плотности, резиновая крошка.
- Серый асфальтобетон. В состав смеси добавляется техническая сера.
Классификация управленческих решений по характеру определенности
По характеру определенности управленческие решения делят на:
- запрограммированные;
- незапрограммированные.
К запрограммированным решениям приводит логика развития ситуации, в связи с чем остается выбрать только момент начала действия, степень его интенсивности и другие параметры, которые оптимизируют результат. Чаще всего такие решения принимают в стандартных ситуациях.
В противоположность этому незапрограммированные решения принимают в неординарных обстоятельствах, они требуют индивидуального творческого подхода, который интегрирует опыт, результаты специальных исследований, искусство менеджера.
Типы асфальта и их характеристики
Как упоминалось, существует 5 типов асфальтобетона, которые маркируются буквами алфавита: А, Б, В, Г, Д.
Типы асфальта | Критерии классификации |
---|---|
А |
Только горячие асфальтобетонные смеси;
Должны содержать от 50-65% щебня. |
Б и Бх |
Горячие и холодные асфальтобетонные смеси;
Должны содержать от 40-50% щебня или гравия. |
В и Вх |
Горячие и холодные асфальтобетонные смеси;
Должны содержать от 30-40% щебня или гравия. |
Г и Гх | Песчаные смеси, содержащие 30% песка, полученного дроблением горных пород. |
Д и Дх | Песчаные смеси, содержащие 70% песка, полученного отсевом осадочных пород. |
Типы асфальта, кроме А, могут дополнительно маркироваться буквой «х», что означает «холодные». Например, обычная маркировка «Б» будет означать, что смесь горячая, а маркировка «Бх» – что смесь холодная.
Основание для асфальтобетонного покрытия
Для начала давайте определимся с тем, что же подразумевается под самим термином основание — это так называемая несущая часть любой дорожной «одежды», которая позволяет равномерно (при соблюдении всех технологий), распределять нагрузки на другие слои, но ниже лежащие в равномерном количестве. Само же основание может состоять из определенного «пирога» слоев, разрабатываемого в каждом конкретном случае. Нужно понимать, что существует, как главное, так и дополнительное основание, под дополнительными основаниями понимают — морозозащитные, дренирующие слои.
Итак, какого же типа может быть основание?
Можно разделить на следующие подгруппы:
- Щебеночные.
- Гравийные.
- Бетонные.
У каждой из подгруппы своя сфера применения, а также определенные технологии, однако в целом по укладке дорожного покрытия, расхождений нет.
Цены на асфальтобетонные смеси
Наименование | Цена руб. с НДС/тонна |
Асфальтобетонная смесь песчаная тип Д марка II | 3 500 руб. |
Асфальтобетонная смесь мелкозернистая тип А марка I | 3 500 руб. |
Асфальтобетонная смесь мелкозернистая тип Б марка I | 3 500 руб. |
Асфальтобетонная смесь мелкозернистая тип Б марка II | 3 500 руб. |
Асфальтобетонная смесь мелкозернистая тип В марка II | 3 500 руб. |
Асфальтобетонная смесь мелкозернистая тип В марка III | 3 500 руб. |
Асфальтобетонная смесь крупнозернистая тип Б марка I | 3 500 руб. |
Асфальтобетонная смесь крупнозернистая тип Б марка II | 3 500 руб. |
Асфальтобетонная смесь крупнозернистая пористая марка II | 3 500 руб. |
Асфальтобетонная смесь щебеночно-мастичная ЩМА 15 | 4 400 руб. |
Асфальтобетонная смесь щебеночно-мастичная ЩМА 20 | 4 400 руб. |
Оставить заявку
Заполните поля формы и отправьте заявку. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Классификация управленческих решений по характеру действий
По характеру действий управленческие решения подразделяются на:
- директивные;
- нормативные;
- методические;
- рекомендательные;
- разрешающие;
- ориентирующие.
Директивные решения разрабатываются высшими органами управления по важным текущим и перспективным проблемам организации и являются обязательными для нижестоящих уровней управления. Директивные решения закрепляются соответствующими нормативными и методологическими решениями (документами).
Рекомендательные решения вырабатываются совещательными органами — различного рода комитетами или комиссиями. Их исполнение желательно, но не обязательно.
Разрешающие (запрещающие) решения — это управленческие решения типа «да» или «нет», которые просто дают «добро» или накладывают запрет на те или иные предложения по решению проблемы. В этих случаях руководитель сам ничего не предлагает, а выступает лишь в роли судьи, принимая или отвергая идеи других людей.
Ориентирующие решения, как и директивные, предназначаются для низших уровней управления, однако, действующие в условиях свободы от центра, ориентирующими по своей сути можно считать и прогнозные решения.