Техники окрашивания вагонки
Проще всего покрасить вагонку до ее монтажа на фасад. В этом случае можно получить равномерный слой, без подтеков. Краску наносят кисточкой, валиком или краскопультом. Поскольку доски достаточно длинные, работу выполняют в просторном помещении или на улице. В любом случае потребуется выполнить небольшую подготовку.
Если решено работать в помещении, нужно предусмотреть возможность качественного проветривания. Пол, мебель и предметы обихода накрывают полиэтиленовой пленкой
Это особенно важно, если планируется использовать краскопульт. Не стоит забывать и о своей защите
В первую очередь понадобятся хлопчатобумажные перчатки. Если краску будут наносить методом напыления, надевают защитные очки.
Окрашивание вагонки малярной кистью
Процесс нанесения краски наиболее прост, если использовать качественную малярную кисть. Лучший выбор – полужесткая щетина, с достаточно мягким и ровным краем. Выбор инструмента зависит и от объема работ. Кисти из синтетической щетины более износостойкие.
Техника окрашивания состоит из нескольких простых действий.
Шаг 1. Открывают емкость с краской и тщательно перемешивают состав с помощью любого удобного приспособления. Можно использовать деревянную рейку достаточной длины.
Шаг 2. Погружают кисть в краску на 1/3 длины щетины.
Шаг 4. Слегка отжимают щетину о край банки.
Шаг 5. Легкими мазками наносят краску на дерево.
Окрашивание вагонки кистью
Шаг 6. Повторяют процесс до тех пор, пока не окрасят все доски.
Не стоит набирать много краски на кисть, иначе будут разводы
Покраска вагонки своими руками
Обработка вагонки краской
Окрашивание вагонки валиком
Выбирают узкий валик, оснащенный шубкой с ворсом средней длины. Понадобится лоток для краски, который иначе называют «малярной ванночкой» или «строительной кюветой».
Малярный лоток, валик
Шаг 1. Открывают емкость и перемешивают краску.
Шаг 2. Наливают краску в специальный лоток.
Шаг 3. Погружают валик в краску на ½ высоты ролика.
Шаг 4. Прокатывают валик по рифленой скошенной части кюветы. Тем самым, равномерно распределяют краску по шубке и отжимают излишки. Одного набора краски должно быть достаточно для окрашивания 1-1,5 м 2 вагонки.
Набираем краску на валик
шаг 5. Наносят краску, прижимая валик к дереву с равномерным усилием.
Покраска вагонки валиком
Шаг 6. Распределяют краску так, чтобы поверхность была качественно прокрашена, и на ней отсутствовали подтеки.
Шаг 7. Повторяют процесс.
Нанесение краски валиком
Вагонка обладает достаточно сложным профилем, поэтому ребра досок придется докрашивать кисточкой.
Окрашенная в серый цвет вагонка
Окрашивание вагонки с помощью краскопульта
Для нанесения краски можно использовать аппарат безвоздушного распыления. Это наиболее удачный способ выполнения отделочных работ при уже смонтированном фасаде. Метод распыления позволяет окрасить все труднодоступные места. Но площади вблизи оконных и дверных проемов нужно дорабатывать с помощью малярной кисти.
Для нанесения краски можно использовать и такие аппараты, как краскораспылители низкого давления. При работе с этими инструментами нужно учесть, что часть капель будет оседать на предметы, расположенные вблизи от рабочего места. Это происходит потому, что выход краски из сопла аппарата веерообразный. Поэтому не все частицы попадают на поверхность фасада.
Работа с краскопультом более удобна, чем с кистью и валиком. Кроме того, процесс окрашивания будет намного более быстрым.
Видео – Как покрасить деревянную стену, чтоб на 10-15 лет хватило?
Источник https://fasad-exp.ru/vidy-materialov-dlya-otdelki-fasadov/kraska/pokraska-vagonki.html
Источник
Предварительная подготовка вагонке к перекрашиванию
Перед тем, как перекрасить вагонку на балконе или внутри дома необходима тщательная подготовка, иначе вся работа может оказаться напрасной. Для безупречного финишного слоя снятие предыдущего декоративного покрытия – обязательный этап, без которого лак или краска не ляжет ровно. Существует несколько путей решения этой проблемы:
- Термический способ снятия масляной краски. Покрытие прогревается с помощью фена или утюгом через слой фольги и, размягчаясь, легко снимается штапелем.
- Обработка специальными химическими растворами, которые наносятся кистью и за четверть часа разрушают предыдущее покрытие.
- Обработка поверхности вагонки шлифовальной машинкой, если ранее древесина была покрыта лаком с неглубоким проникновением.
После снятия вагонка изучается на предмет почернения или деформации. Потемневшие участки очищаются одним из нескольких удобных способов, а затем шпаклюется при необходимости.
Чистая, отбеленная и ошпаклеванная вагонка шлифуется с помощью мелкой наждачки либо пемзы
Перед тем, как перекрасить вагонку важно не пропустить ни единого участка, чтобы новое финишное покрытие получилось ровным и гладким
Характеристика
Вагонка – обшивочная доска, которую можно легко крепить собственноручно, благодаря специальным шунтовым соединениям. Строительные фирмы предлагают три вида строительного материала: деревянный, пластиковый и мдф. Пластиковое полотно является наиболее долговечным, прекрасно выдерживает резкие колебания температурных показателей, не поддается гниению и коррозии. Но для внешних отделочных работ лучше выбрать сайдин, так как пластиковое полотно теряет свой внешний вид от попадания прямых солнечных лучей. Средний срок эксплуатации составляет около 15 лет. Чтобы продлить срок службы деревянного полотна, необходимо обработать его специальными лаками от насекомых и грибка.
В зависимости от вида отделочных работ, деревянные полотна могут быть изготовлены из дуба, лиственницы, ели, сосны и т.п. Считается, что дерево благоприятно воздействует на самочувствие человека, особенно если в помещении был создан облицовочный слой из хвойной вагонки. Традиционно их хвои изготавливают отделочные пиломатериалы, доски для покрытия пола, блокхаус и т.п
Но важно внимательно ознакомиться с качеством шлифовки полотна, если она вас не устраивает, то ее можно произвести своими руками
Подготовительный этап
Если решение принято, необходимо четко понять стиль и способ окраски вагонки в необходимый цвет. Есть три основных типа покраски, которые применяются по отношению к древесине:
- Защита бесцветным лаком;
- Затемнение древесины, декорация «под старину»;
- Полная покраска ламелей в неестественный цвет.
Общим для этих этапов является нанесение защитных смесей на саму вагонку. Как правило, еще на фабрике обработанные доски покрывают противогрибковыми смесями. Однако, по прибытию материалов на место проведения ремонтных работ дерево необходимо повторно покрыть грунтовкой и дополнительными средствами: противопожарными смесями, антисептиками и др. Ключевым средством станет грунтовка — без нее схватывание лакокрасочных смесей к дереву может быть недостаточным, а значит, срок и качество службы покрытия может снизиться.
Способы окрашивания вагонки
Прежде чем выбирать способ окрашивания, нужно узнать о тех правилах выполнения работ, без соблюдения которых не удастся достичь высокого качества отделки поверхностей. Основной момент заключается во времени проведения работ. Вагонку окрашивают не ранее, чем через 3 дня после последнего дождя. За это время древесина сможет полноценно высохнуть.
Температура воздуха должна быть положительной. Рекомендуемые производителями ЛКМ границы – +5°С – +20°С
Важно учесть и время суток. Лучше всего приступать к окрашиванию в 10-11 часов утра
К этому времени вагонка полностью высохнет от утренней росы.
Чем покрасить вагонку?
Дерево нуждается в покрытии. Ассортимент лакокрасочных средств огромен, поэтому выбор материала для вагонки зависит от конкретных целей:
- защита от грибков/плесени;
- придание влагостойкости;
- декоративность;
- сохранение текстуры и пр.
Внешний вид детской комнаты, отделанной вагонкой и покрашенной в светлых тонах
Вагонку можно покрасить разными средствами. Все они делятся на две группы.
Функциональные составы
Обеспечивают сохранность древесины, продлевают срок службы. Придают ей нужные качества, повышают эксплуатационные функции:
- Антипирены — защитные составы, снижающие горючесть материала. Относятся к обязательным покрытиям. Могут быть универсальными (с биозащитой) и давать оттенок.
- Антисептики, биопирены, бактерицидные составы — часто называются пропиткой, так как проникают в глубину древесины. Защищают от агрессивных сред, УФ-лучей, блокируют развитие гнили/плесени. Делятся на подгруппы: для внутренних работ и наружных.
Можно приобрести универсальные защитные составы
- Олифа — придаёт водоотталкивающие свойства, защищает от гниения. Используется только для наружных работ, долго сохнет, имеет запах. Поверхность, покрытая в несколько слоёв, может липнуть 1–2 года.
- Алкидные лаки — сохраняют текстуру, считаются универсальными: защита дерева + придание декоративности. Применяются для финишной отделки. Наносятся в два слоя: первый — прозрачный лак, второй — лак с колеровкой.
В лак можно добавлять любой колер
- Синтетические лаки — по сравнению с акриловыми имеют агрессивный, трудно выветриваемый запах. После нанесения образуют гладкую поверхность с насыщенным блеском. В составе присутствуют вредные для здоровья вещества (толуол, ксилол), поэтому их применяют, как правило, для наружных работ.
- Яхтный лак — самое долговечное и надёжное покрытие. Обеспечивает защиту от влаги, ультрафиолета, грибковых образований. Имеет в составе сильно пахнущие растворители, но после высыхания запах улетучивается. Бывает трёх видов: матовый, глянцевый, полуматовый.
- Масляные лаки — содержат смолы, сиккативы, масла, растворители. Образуют на вагонке качественную защитную плёнку, придающую охристый оттенок. Применяются внутри и снаружи дома.
Текстурол защищает древесину, сохраняет текстуру, придаёт оттенок
- Составы на основе воска — являются выгодной альтернативой лакам. Дают матовый блеск, надёжно защищают дерево. Текстурол не нуждается в грунтовке, имеет в ассортименте 18 цветов.
- Аквалаки — наилучший вариант для вагонки. Производятся на водной основе, бывают матовыми, глянцевыми, полуматовыми. Сохраняют паропроницательность, могут иметь бактерицидные добавки, колер, УФ-фильтры.
Все лаки проявляют красоту дерева
Декоративные составы
Помогают кардинально изменять цвет дерева, применяются в дизайнерских проектах, служат защитой древесного волокна:
- Масляные краски — повышают стойкость к агрессивным воздействиям, включая влагу. Легко наносятся, но долго сохнут, снижают воздухопроницаемость дерева. Масляная краска считается непрактичным покрытием: через 2–3 года начинает менять цвет (выгорает). Рекомендуются для внутренних работ.
- Алкидные эмали — подходят для внутреннего декора, имеют широкий цветовой диапазон. После высыхания лают глянцевый блеск. Не долговечны, через несколько лет требуют повторной окраски.
- Акрилатные, акриловые краски — долговечны, по многим параметрам превосходят масляные. Акрил придаёт эластичность, поэтому они не растрескиваются от температурных перепадов и незначительных деформаций. Акрилатная краска универсальна, эффективна для вагонки внутри и снаружи дома.
Составы на основе лака или воска имеют разные оттенки
- Водоэмульсионные краски — создают матовую поверхность, оставляют деревянную текстуру, быстро сохнут, не нарушают воздухопроницаемости, не имеют неприятного запаха. По надёжности и долговечности уступают всем разновидностям лака. Толстый слой полностью скроет текстуру вагонки.
- Морилка — полностью сохраняет текстуру, придаёт оттенок/тонирует. Интенсивность цвета достигается количеством слоёв.
Морилки имеют разные цвета
Секреты декоративного окрашивания древесины: техники и хитрости
Воплощение разных идей при декорировании вагонки можно осуществить всякими методами. Самыми популярными техниками окрашивания являются:
- Беление. В этом случае для нанесения используется акриловая краска или специальная морилка. Красить необходимо тонким слоем. После высыхания вещество поверх него накладывается масло. Лишне его количество нужно сразу убрать. Если поверхность дополнительно затереть, можно получить красивый и выраженный древесный рисунок.
- Браширование. Такая техника подходит для декорирования мягких пород дерева, с которыми легко работать. Она предусматривает устранение верхнего слоя вагонки при помощи щетки-браша. После этого поверхность следует отшлифовать и покрасить морилкой.
- Нанесение парафина. Таким способом можно получить эффект состаривания, популярный в таких стилях, как кантри, прованс. Поверхность вагонки получается слегка потертой. Для такой обработки парафин следует тонким слоем нанести на основание, причем делается это неравномерно. После того как вещество высохнет, проводится патинирование вагонки. Когда краска высохнет, парафин придется убрать, а поверхность вскрыть морилкой.
- Патинирование. Эта техника предусматривает применение двух цветов, близких по тону. Один из них накладывается на основание толстым слоем. После его высыхания на поверхность наносится второй более тонкий слой другого цвета. В последнюю очередь вагонка обрабатывается наждачной бумагой.
Если воспользоваться советами опытных мастеров, можно существенно сэкономить средства на ремонте, например: использование комплексных лакокрасочных составов позволит быстрее добиться эффекта, а покрытие при этом будет прочно держаться. Если есть возможность, то защитным составом пропитывать материал нужно со всех сторон, а только потом крепить его на основание.
Масляная краска выцветает, поэтому стоит выбирать темные оттенки: изменение цвета не будет бросаться в глаза. Не стоит наносить краску на вагонку, если на улице слишком жарко. Горячий воздух способствует чрезмерно быстрому высыханию слоя и приведет к тому, что слой будет выглядеть неравномерно. Во время работы лакокрасочный состав нужно периодически перемешивать, чтобы смесь оставалась однородной.
Покраска вагонки позволит улучшить ее внешний вид, изменить интерьер, подчеркнуть натуральную красоту древесины. Но выбирать и наносить состав следует правильно. Если вагонка из дерева будет использоваться в сложных условиях (перепады температуры, отсутствие отопления), то лучше отдать предпочтение тем материалам, которые устойчивы к влиянию внешних факторов и не требуют регулярного обновления.
Как выбрать финишное покрытие
Покраска вагонов в основном делается без последнего слоя, ведь это затраты, но ели эт о для дома, тогда это надо будет сделать в любом случае.
- Изменение цвета. Из-за того, что морилка и краска могут поменять цвет вагонки, необходимо правильно применить это свойство. При выборе светлого оттенка пространство визуально станет больше, а разные цвета используют для зонирования комнат.
- Элементы состава. Отсутствие вредных элементов можно определить по приставке «био». Такие химические средства идеально подойдут для внутренней отделки.
- Страна производитель. Российские аналоги лакокрасочной продукции для вагонки являются полноценными конкурентами для зарубежной продукции. Стоимость отечественного продукта порядком ниже, чем у иностранного производителя.
Чтобы вагонка долгое время сохраняла свой первозданный вид, потребуется внимательно подойти к выбору лакокрасочного покрытия, которое должно быть качественным и обладать массой полезных свойств.
При вторичном окрашивании с поверхности нужно удалить старый слой краски. Его ликвидируют полностью, если повреждения сильны. При незначительных трещинках достаточно слегка ошкурить покрытие. Для наилучшего впитывания химического состава требуется заняться обработкой вагонки, то есть ее грунтовкой. Тип вещества выбирают в зависимости от типа работ, желаемого результата и прочих незначительных, но важных нюансов. При первом и последующем окрашивании следует следовать определенным рекомендациям, соблюдение которых повысит эффект, и продлит сроки эксплуатации изделий из дерева
При этом стоит обращать внимание на приобретенные материалы, их состав, изменение оттенка в процессе окрашивания и на страну, где они были произведены
Как покрасить вагонку в белый цвет или любой другой вы уже понимаете. Инструкция не даст вм упустить деталей. Так же следует применить только качественные материалы и тогда покрытие не доставит вам проблем на протяжении долгого времени.
Виды
На сегодняшний день условно вагонку можно разделить на 2 типа: классическую и вагонку класса евро. В каждом из видов предъявляются высокие требования. Различия заключаются в том, что для евровагонки изначально берут самое лучшее сырье, что позволяет добиться высоких качественных и эксплуатационных характеристик. Однако при покупке материала нужно быть предельно внимательным, поскольку нередко на прилавках можно увидеть товар с пометкой «евро», хотя изначально видно, что он не дотягивает до высокого класса качества.
К примеру, не только отсутствие дефектов может свидетельствовать в пользу европрофиля. Несмотря на схожесть с традиционным аналогом, европрофиль отличается большим размером шипа. Он имеет более углубленное гребнево-пазовое соединение.
У нее более продуманная форма, поскольку шип не боится деформирования. Помимо этого, она имеет вентиляционные канавки. Ее замковые соединения обработаны тщательным образом, при этом на лицевой стороне нет никаких ворсинок. Традиционная вагонка уступает ей по качеству, хотя в линейке отдельных магазинов можно приобрести хороший товар за относительно приемлемую цену.
Все типы шпунтованной доски отличаются формой профиля.
Исходя из этого, можно выделить несколько разновидностей:
- Классика. Эта обшивочная доска может иметь дополнительную фаску на лицевой стороне. За счет этой особенности при монтаже такой вагонки образуются ярко выраженные швы. Такие доски, как правило, плоские, форма фаски может быть скругленной либо угловатой.
- «Штиль». Этот вариант вагонки известен по названиям «колхозница», «русская», «простая». Отличается от предыдущего аналога брашированная доска тем, что не имеет фаски возле шипа. По этой причине при монтаже не будут особо заметны соединительные швы между профилем. Она отлично имитирует брус, имея утолщение доски до 2,5 см.
- Лаунд-хаус. Данные ламели по праву считаются самыми дорогими и интересными за счет образуемого рисунка. При их производстве осуществляют фрезеровку лицевой стороны профиля. За счет метода горячего тиснения под прессом они могут иметь эффект резьбы.
- Блок-хаус. Одна из самых красивых разновидностей вагонки, которая способна имитировать брус. Отличается от других аналогов округлой формой лицевой стороны. При отделке создает эффект обшивки поверхностей оцилиндрованным бревном.
- «Американка». Данная ламель отличается от аналогов конусообразной формой. Она не имеет фаски у шипа, по форме плоская, при обшивке создает эффект сайдинга для внутренней отделки. Смотрится такой профиль красиво.
- Двусторонняя. Отличием такой вагонки от иных аналогов являются две рабочие стороны. Как правило, она характеризуется небольшой толщиной, что позволяет применять ее для создания стильных и функциональных перегородок. Однако ее не рекомендуют использовать для облицовки помещений с высокой степенью влажности, поскольку она не имеет компенсационных каналов.
Применение камерной сушки пиломатериалов происходит в газообразной среде. Срок высыхания в таких устройствах ускорен и может составлять от нескольких десятков часок до нескольких суток. При этом есть возможность регулировки процесса удаления влаги до нужной отметки на выходе. Сухая вагонка, уложенная в камеру штабелями, имеет небольшой коэффициент влаги, который был задан программой устройства.
Помимо строительных пиломатериалов, для внутренних работ производят еще 2 типа вагонки: из МДФ и пластика. В первом случае ламели являются продуктом переработки древесины и уступают по качеству древесным изделиям. Они характеризуются большей пористостью структуры и меньшей стойкостью к механическим повреждениям. Варианты из пластика отличаются меньшим весом, это легкие рейки, которыми можно обшить любую комнату дома, не боясь ее уровня влажности.
Пластик устойчив к воздействию воды, пара, влаги, он не разрушается под ее воздействием. При этом такой декоративный профиль может иметь разный тип фактуры лицевой поверхности. К примеру, он бывает матовым, глянцевым, гладким, рельефным, шероховатым. Особенно он востребован для отделки потолка, поскольку не утяжеляет перекрытие, да и проще деревянной вагонки в монтаже за счет веса, будь то плоские или круглые ламели.
Технология обработки вагонки
Защита и покраска вагонки выполняется в несколько этапов. Первый из них – подготовка. Если отделка новая, то прежде чем покрыть вагонку ее поверхность достаточно очистить от пыли раствором из 5 литров воды и 150 гр. соды. После сушки можно наносить первый слой.
При наличии старых покрытий потребуется шлифовка пемзой или наждачной бумагой. Лучше ее выполнять шлифовальной машиной. Задача этой процедуры создать шероховатую фактуру, которая легко сцепится с покрытиями.
Очистка стен от старой краски шлифмашиной
Если на вагонку нанесены плотные краски, то счистить их можно механическим способом (строительным феном и шпателем, шлифмашиной) или специальными химическими растворами. Оба способа не гарантируют идеального результата, но попробовать стоит. Этот вариант лучше, чем покрасить вагонку внутри дома прямо поверх старой финишной отделки.
Покрытие можно не снимать, но тогда его следует обезжирить. В обязательном порядке удалить участки с обсыпающейся краской, воздушными полостями и зачистить до гладкости.
При наличии серьезных дефектов, например выпавших сучков, необходимо зашпаклевать отверстие и зачистить до гладкости.
Нанесение защиты
Если покрытие не удалось нанести на неустановленную вагонку, то следует тщательнее промазывать стыки, чтобы обработать как можно большую площадь. Состав необходимо накладывать тонким и равномерным слоем. Для этого можно использовать как кисть и валик, так и механические инструменты
Если защита наносится в несколько слоев, то каждый из них важно тщательно просушить, прежде чем покрасить вагонку следующим составом
Окрашивание
Способ нанесения финишного покрытия зависит от его вида. Общие правила проведения работ:
- Использовать две кисти (широкую для основной части, узкую – для стыков) или краскопульт;
- Покраска начинается сверху, чтобы случайные капли не испортили уже готовую поверхность;
- По одному участку проходить один раз, непрерывной линией;
- Некоторые лаки и краски наносят в два-три слоя, каждый из них должен высохнуть естественным путем в течение нескольких дней;
- Лучше сделать несколько тонких, чем один толстый слой;
- Только окрашенную отделку нельзя подвергать воздействию уф-лучей и резким перепадам температуры.
В труднодоступных местах для окрашивания можно использовать поролоновую губку. Лучше всего за короткое время нанести состав на всю площадь. Если требуется сделать перерыв, то стык нужно расположить на незаметном участке.
Нанесение краски краскопультом
Для внутренней отделки дачного дома, вагонка – один из лучших вариантов. Она не требует сложного ухода, а реставрировать поверхность достаточно раз в 7-10 лет (в зависимости от вида покрытия). Если обработать ее по всем правилам и с учетом особенностей эксплуатации, материал прослужит не менее 25 лет.
Прозрачный лак — простой тип финишной отделки вагонки
Для природного дизайна интерьера этот тип покрытия наиболее предпочтительный. В старых избах или традиционном дизайне качественная вагонка первого или «премиум» сорта покрывается ровным слоем бесцветного лака, который выполняет несколько важных функций:
- Защитная — оберегает дерево от попадания влаги, грибка, скопления неприятных запахов;
- Практичная — вскрытую лаком вагонку можно мыть мыльными ли спиртосодержащими средствами;
- Декоративная — лак придает характерный блеск дерева и меняет фактуру поверхности с матовой на глянцевую.
Бесцветный лак наносится на финальном этапе отделки помещения. При условии, что предварительно на не установленную вагонку был нанесен ровный слой грунтовки и необходимые защитные смеси: антисептики, гидроизоляторы, противопожарные составы и проч. Наносится слой бесцветного лака.
Этот лакокрасочный продукт должен наноситься при помощи аэрозольного баллончика, пистолета-разбрызгивателя, прикрепленного к компрессору со степенью сжатия воздуха более 4-х атмосфер, или другим специализированным инструментом. Держа сопло спрея на расстоянии в 30-50 см от вагонки, маляр наносит ровный слой лака по всей площади вагонки.
Покраска должна происходить последовательно — слева-направо, сверху-вниз. Соблюдая это правило, можно добиться максимально равномерного нанесения лака на поверхность без риска образования потеков (чрезмерное содержание лака на единицу площади)
Особое внимание стоит уделить месту стыка ламелей, а также верхнему и нижнему краю вагонки
Покраска вагонки бесцветным лаком увеличивает продолжительность жизни покрытия на несколько лет, обеспечивает его устойчивость к погодным условиям, замедляет процесс естественного «кручения» древесины (актуально для вагонки низкого качества или такой, которая хранилась в условиях повышенной влажности (более 40 % влажности древесины)).
Для лучшего схватывания лака к дереву используют грунтовку на водной основе. Она пропитывает листы на несколько миллиметров и позволяет краске лучше прикрепиться к плоскости. Кроме этого, мастера часто зашкуривают вагонку крупнозернистой наждачной бумагой — для тех же целей.
Важно отметить, что для внутренних работ можно использовать только естественные материалы. Синтетические лаки имеют в своем составе вредные вещества, которые со временем могут отравлять воздух
Акриловый лак имеет водную основу, потому не вреден для органов дыхания.
Хорошей альтернативой также является яхтный лак — защитное средство верхней ценовой категории. Это долговечное, красивое покрытие, которые добавляет древесине матовые или полуматовые оттенки.