Общие сведения
Особенности патинирования
Позже такое слово стало использоваться для отражения винтажного типа других материалов – бронзы, железа, дерева и гипса. В последние годы «под старину» стараются оформлять дома, коттеджи и даже квартиры городского типа. Особенно стильно будет смотреться искусственно состаренная мебель из древесины с фурнитурой антикварного типа.
Современные технологии помогут состарить (то есть патинировать) различные материалы. Индустриальные способы сложны для домашнего использования, которые дают возможность увеличить возраст материала самым простым способом. Они помогут имитировать естественное изменение цветов изделий посредством нанесения особого покрытия. При патинировании привычные краски можно поменять на специальные составы без затрагивания структуры внутреннего типа древесины или другого материала.
Самым простым способом состаривания будет втирание воска в углы, грани изделия и рельефные выступы. В итоге получится эффект «возрастного» изменения поверхности, идеально подходящей для оформления помещения в стиле ретро. Такое покрытие дает и утилитарную функцию – оно будет защищать основу от внешнего воздействия, а также придаст свойства водоотталкивающего типа. При плохом результате патину всегда можно убрать без большого вреда для изделий.
Материалы и инструменты
Остальные составляющие процесса, которые способны потребоваться:
- Кисточки разного размера.
- Валик (для огромных по размеру поверхностей).
- Грунтовка.
- Наждачная бумага.
- Мебельный лак по металлу.
- Старая тряпка для удаления лишней краски.
- Поролоновые и ватные тампоны.
Далеко не все мастера дополнительно покупают металлическую пудру, если эффект от лакокрасочного материала будет казаться недостаточным – обычно ее используют для искусственного состаривания металлической фурнитуры. В продаже есть даже готовые наборы для антикварного реставрирования и патинирования. Большинство составов, которые есть в наборе, подойдут для разных материалов – дерева, гипса и металла.
Патинирование металла окислителями
Получение патины на металле путем его погружения в различные химические составы – трудоемкий способ, результатом которого станет образование цветной пленки (налета) на поверхности металла. Этот вид гораздо более прочен, поскольку пленка не стирается быстро при механическом воздействии, как краска. Если вам хочется почувствовать себя творцом и попробовать добиться состаривания металла при помощи патинирующих растворов, вам понадобятся специальные химикаты.
Обрабатываемую поверхность следует подготовить, как и при работе с краской, но не грунтовать и не красить, а обезжирить и отбелить в кислотном растворе. Все манипуляции вы можете провести дома, своими руками создать шедевр или дать новую жизнь старым предметам.
Как сделать классическое патинирование дома и получить желаемые цвета? При патинировании латуни наиболее часто стремятся добиться черного или глубокого коричневого цвета, оливкового оттенка, темно-оранжевого или мышино-серого цветов. Коричневый цвет достигается путем погружения металла в раствор тио-сульфита натрия, в народе известного как фотофиксаж.
В готовый раствор предварительно добавляют кислоту (серную, соляную, азотную) и опускают туда металл. Не передержите изделие! Патина проявится очень быстро. Работайте аккуратно! Используйте резиновые перчатки и делайте небольшие перерывы каждые 15-20 минут.
Как получить другие оттенки:
- Для получения оливкового оттенка латунное изделия погружают в раствор, состоящий из нашатыря, воды и хлорированной окиси меди (в пропорции 4/5/2). Будьте очень аккуратны – состав токсичен.
- Густой оранжевый оттенок на латуни даст смесь сульфита калия, а седой серый – печени серной (спекшаяся смесь серы 5 г в порошке и поташа).
- На меди, как и на латуни, патина получается очень эффектной. На ней можно получить черный оттенок (при погружении в раствор печени серной) и старинной черноты (если смешать 2-3 г печени серной, добавить столько же обычной соли).
- Медный купорос вместе с хлористым цинком даст кроваво-красный оттенок патины.
- Роскошный синий цвет стали придаст смесь гипосульфита и уксусного кислого свинца (150 г плюс 50 г на 1 л воды). Патина на стали проявляется как при погружении в холодный раствор, так и при его кипячении (оттенок будет насыщеннее).
- Добиться оттенка воронова крыла («воронение») можно погружением изделия в раствор хромпика из расчета 100 г на литр воды. Сталь приобретет удивительное металлическое свечение с глубоким, черно-синим оттенком. Примерно через 20 минут сталь покроется пленкой удивительного, иссиня-черного оттенка.
- Бронзовые изделия при патинировании приобретают разнообразные оттенки зеленого и синего. Для получения светло-зеленого оттенка понадобится 3 части хлористого алюминия, 1,5 5% уксуса и 5 соли меди. Время выдержки желаемого оттенка на бронзе определяют визуально. Чем дольше выдержка, тем глубже, темнее будет получаемый оттенок.
После завершения работы с кислотами, неиспользованные жидкости непременно необходимо утилизировать. Не храните смеси! Полученные изделия необходимо тщательно просушить, покрыть сверху матовым или блестящим лаком.
Патинированиие, придание предметам оттенка старины – увлекательнейший процесс, который не только увлечет всех членов семьи, но и позволит вам реализовать дизайнерские идеи
Неважно, какой именно вид состаривания вы выберете – при помощи краски или сложный процесс работы с химикатами, результатом кропотливого труда будет новая жизнь ваших любимых предметов
КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПАТИНОЙ RAL
разработала универсальную программу для изготовления цветных патин согласно каталога RAL.
RAL патина представляет из себя раствор специальных пигментов в смеси растворителей с добавлением связующих и адгезионных добавок.
Патина RAL повторяет цвет эмали согласно каталога RAL, но позволяет придать фасаду эффект старения.
Общие рекомендации по работе с патиной RAL соответствуют рекомендациям по работе с патиной золото.
Несмотря на все многообразие цветов патин, предлагаемых — наибольшей популярностью среди мебельщиков пользуются:
— патина слоновая кость (AE 69.010)
— патина белая (AE 61.000)
— черная патина (AE 60.109)
— зеленая патина (АЕ 61.018)
— серая патина (АЕ 61.019)
— коричневая патина (АЕ 68.007)
Как патинировать металл химическими процессами
Используйте кислоту, растворители, нагрев. Изучите характеристики металла и возможные последствия от реакций, чтобы выбрать оптимальный цвет. Обязательно работайте в перчатках и защитной маске, желательно вне помещения.
Есть много способов патинирования металла химическими реакциями. Например:
- Для придания латуни коричневого оттенка ее выдерживают в растворе фотофиксажа с добавлением азотной, серной или соляной кислоты
- Для получения старинной черноты на меди ее погружают в раствор 2-3 грамм печени серной и 2-3 грамм поваренной соли
- Чтобы провести «воронение» стали — добиться удивительного эффекта свечения — ее погружают в раствор хромпика из расчета 100 грамм вещества на литр воды
- Для получения ярко-черного окраса стали ее нагревают, а затем резко охлаждают в холодном масле
- Чтобы получить серый седой оттенок на латуни, ее погружают в смесь печени серной
- Для получения кроваво-красного оттенка на большинстве видов металлов их обрабатывают медным купоросом вместе с хлористым цинком
После любого типа патинирования металла химическими реакциями дайте изделию полностью высохнуть и покройте его лаком. Если не сделать этого, патина может прийти в негодность — покрытие, полученное такими способами, достаточно недолговечно и неустойчиво к внешним негативным воздействиям.
Внимание! При работе с кислотами, растворителями и другими химически активными веществами обязательно соблюдайте технику безопасности. Также рекомендуем попробовать патинирование на небольшом незаметном участке металла, чтобы увидеть эффект, который оно даст, а затем приступать к состариванию всей поверхности
Если вы хотите получить красивое кованое изделие с эффектом старины, не обязательно проводить патинирование металла самому. Можно заказать его у нас — завод художественной ковки «Техинков» выполнит заказ любой сложности. Позвоните или напишите нам, чтобы узнать подробности.
Состав с серной печенью
Серной печенью, или печеной серой, называют сернистое соединение натрия или калия, полученное сплавлением порошка серы с поташом (древесной золой) либо содой. Она продается в магазинах химреактивов в виде гранул, порошка или геля. Состав с содой можно приготовить самостоятельно:
- расплавьте 20 г серы и добавляйте в нее соду, пока смесь не перестанет пузыриться;
- долейте 50 мл воды, перемешайте и кипятите 2 минуты.
Когда жидкость отстоится и остынет, ее сливают, оставляя осадок, и хранят в холодильнике в закупоренной непрозрачной банке 2-3 дня. Для раствора из покупного сырья берут 10-20 г порошка либо гранул на литр воды, а гель наносят в неизменном виде или разбавляют. В подогретой жидкости реакция идет активнее, но можно прогреть под струей горячей воды саму деталь и опустить ее в холодный раствор. Цвет пленки варьируется от красновато-коричневого, пурпурного, густо-лилового до черного и зависит от концентрации, температуры и времени выдержки.
Состав для чернения меди может испортить вставки в кольце, кулоне, сережках. Восприимчивы к реактивам жемчуг и некоторые камни — бирюза, агаты, яшма.
Какие эффекты можно получить на металлах
Металлические изделия не столь часто встречаются в жилых помещениях, но все же без их присутствия невозможно создать декорации. Ими могут быть люстры, светильники, подсвечники и канделябры. Конечно, такие изделия привлекательны внешним видом, но иной раз им хотелось бы придать эффект старины. Такое возможно, если металлические предметы простоят долгие годы, но всего хочется добиться сразу. Чтобы создать патинированное основание на металле, без химических веществ не обойтись.
Патинирование оснований подразделяется на несколько видов:
Красиво сморится эффект старины на серебряных предметах. Такие металлические поверхности довольно восприимчивы к обычной сере, при этом можно добиться разных оттенков: от слабо-желтого до яркого бирюзового. Если воздействуют хлориды или аминокислоты, то получается черный цвет, но при этом пленка получается грубой и заметной. Но если серебро просто почернить, то можно сказать, что попали в прошлые века.
Золотые изделия практически ни с какими химическими реагентами не вступают в реакции, но если в сплаве на основе этого металла имеется медь или никелевые соединения, то по истечении времени образований оранжевых или пятен коричневого оттенка не избежать.
В жилых помещениях встречаются бронзовые изделия и небольшое количество медных предметов, а редко просто из сплавов железа. Появление зеленой пленки на медном основании происходит вследствие воздействия хлоридов, а черный цвет получается при взаимодействии с оксидом. Медь быстро вступает в реакцию.
Бронзовая патинированная поверхность подвергается разрушению молекул, на ней образуется зелёный или голубой налет. На таких металлах наиболее благородной и не действующей во вред основанию является патина черного оттенка. Последний вариант получается патинированием бронзы с помощью обработки маслом, а для прокаливания используется медная стружка.
Техника кракелюр
Высокий декоративный эффект дереву обеспечивают дополнительные трещинки, так называемые «кракелюры». Для этого пользуются специальным лаком, главная особенность которого растрескивание. Для того чтобы создавшиеся трещинки стали заметны, их затирают контрастным составом. Кракелюр нередко причисляют к декупажу.
Поверхность обрабатывается одной лишь грунтовкой, использовать щетку или наждачку запрещается. Первым пластом наносят лак для кракелюра/декупажа, который подбирается по цвету древесины. Если требуется, то наносится и второй слой, чтобы сделать нюанс ярче.
На еще незастывший лак накладывается слой лака для декупажа, который во время своего высыхания частично растрескивается, образуя характерные старому покрытию трещинки. Готовую поверхность затирают. Для закрепления полученного результата деталь покрывается слоем лака (чаще всего класс шеллачного).
- Искусственное состаривание
- Патина на дереве
- Подробное описание композиций
- Технология нанесения патины
Идеально чистая и глянцевая поверхность – признак новизны предмета интерьера или мебели. Но состаренное дерево зачастую ценится выше, особенно, если речь идет о классической обстановке комнаты. Искусственное патинирование дерева – быстрый способ получить состаренную гладь любой деревянной и не только поверхности.
Первоначально патина представляла собой окислившийся медный слой на мебели, зеркальных багетах, колоннах и других архитектурных элементах в дворцах и имениях состоятельных людей. Такой эффект достигался спустя много лет службы предмета. Пленка имеет голубоватый или зеленоватый оттенок.
Со временем патиной стали называть любой налет, появляющийся на металлических и деревянных поверхностях.
Обработка поверхностей
Для патинирования больших по площади деревянных поверхностей – дверных створок, мебельных фасадов, стеновых панелей можно использовать несколько иную технологию старения. Подготовительные операции аналогичны выше рассмотренным, а грунтование поверхности следует проводить специальным грунтом на основе полиуретана или акрила.
После высыхания грунтовки наносят один тонкий слой краски для патинирования. Полностью просохшую окрашенную поверхность шлифуют металлизированной губкой – скотч – брайтом.
Далее поверхность протирают и вскрывают бесцветным полиуретановым, акриловым или нитролаком. Оттенок лака зависит от естественного цвета обкатываемой древесины. Для поверхностей из ореха, березы и липы применяют светлые, желтоватые лаки, для дуба, ольхи дерева венге используют более темные лаки.
Разновидности патинирующих составов
В зависимости от задумки патинирование позволяет получить разные эффекты:
- полное состаривание;
- частичное состаривание;
- кракелюр.
Патинирующие вещества могут отличаться по консистенции:
- Густые – похожи на пасту, которая используется для обработки древесины. С ее помощью удается получить желтые или красные тона, напоминающие золото.
- Жидкие – изготавливаются на основе воды или полимеров. Такие средства придают поверхности сияние и делают ее более благородной на вид.
- Фацетные лаки – помогают получить состаренную поверхность благодаря образованию трещинок на ней.
Акрил
Этот материал считается универсальным. Его разрешается применять не только для металла, но и для дерева или гипса. Это вещество отличается водной основой. С его помощью удается создать стойкое покрытие, которое характеризуется высокой степенью адгезии с поверхностью. После нанесения состава на изделии появляется пленка, которая защищает его от микробов и грибков.
Чтобы получить оригинальное изделие, рекомендуется сочетать составы разных цветов. Также допустимо наносить различные оттенки патины в несколько слоев. Это поможет добиться создания сложного орнамента.
Тем более что в продаже представлено очень много цветов акрила. При этом можно приобрести металлические или классические тона. При необходимости такое патинирование допустимо сочетать с другими техниками – обыкновенным окрашиванием, декупажем или лакированием.
Морилка
Использование таких составов считается простым способом искусственного состаривания поверхности. Материал помогает облагородить изделия, сделать их более утонченными и привлекательными
Чтобы нанесение морилки прошло успешно, важно правильно подготовить поверхность
Битум
Этот строительный материал помогает придать поверхности особый внешний вид, подчеркнув все рельефные элементы. После нанесения вещества на изделие излишки требуется удалить.
Битумная патина изготавливается на базе скипидара, бетонного полимера и уайт-спирита. Ее нельзя считать финишным материалом. После высыхания поверхность следует покрыть шеллаком, чтобы закрепить результат. В противном случае он не продержится долгое время.
Воск
Довольно часто в виде финишного покрытия применяют восковые патины. Они представлены в формы пасты, имеющей водную основу. Для приготовления такого состава применяется натуральный воск и металлическая пыль. В продаже представлены и бесцветные составы. После их нанесения остается красивый перламутровый блеск.
С помощью восковой патины удается подчеркнуть структуру поверхности и затонировать ее
Важно учитывать, что материал отличается простотой нанесения. Он медленно высыхает и без труда растирается
Потому использовать вещество можно в комфортном темпе. В продаже встречаются разные оттенки воска – золотистый, бронзовый, серебряный, латунный.
Масло
Масляная патина считается очень удобным вариантом. Она не скрывает естественный оттенок материала и помогает выгодно подчеркнуть узор. По характеристикам вещество напоминает восковую патину. Оно отличается простотой нанесения и медленным высыханием
При этом важно учитывать, что состав запрещено применять в технике декупажа, поскольку он вызывает растворение бумаги
Шеллак
Сам по себе этот материал отличается желтым или красно-коричневым окрасом. По мере увеличения числа слоев он становится все темнее. Вещество разрешается использовать изолированно или комбинировать с декупажем. Шеллак может быть промежуточным или финишным покрытием. Для работы с ним требуется пользоваться кисточкой или губкой.
Что понадобится для работы
Само значение слова «патина» никак не связано с процессами окрашивания. Оно имеет итальянское происхождение и обозначает пленку, которая образуется на металле после длительного взаимодействия с кислородом.
Изначально приходилось долго ждать, когда металл сам окислится, а результат был совершенно непредсказуем, сейчас эту технику можно воспроизвести дома своими руками при помощи следующих материалов:
- патина понравившегося вам цвета (в порошке);
- жидкий растворитель;
- кисть (размер 2-3) или губка;
- небольшие пластиковые или стеклянные ванночки (не берите металлические, они могут взаимодействовать с краской);
- изделие из металла, которое вы хотите декорировать.
Рекомендуется не работать в замкнутых помещениях без защиты дыхательной системы. Лучше работать на свежем воздухе, в помещениях с хорошей вентиляцией (с открытыми окнами, включенной вытяжкой, сквозняком). При попадании кислоты на поверхность кожи немедленно промойте под проточной водой затем нанесите кашицу из пищевой соды. При появлении высыпаний, ожогов или каких-либо кожных изменений, немедленно обратитесь к врачу!
Свойства патины
Название «патина» придумали итальянцы. Первоначально патиной считали образующийся естественным образом налет на меди. Он далеко не всегда выглядел произведением искусства, однако с течением времени иметь в домах «старинные» кованые изделия стало модным. Спрос рождает предложение и патину стали наносить на металл искусственно, с помощью кислот и окислителей. В итоге предметы интерьера смотрелись замечательно.
Но помимо чисто декоративных свойств, патина несет и важное практическое значение:
- защищает металл от внешних воздействий;
- предохраняет от ржавчины;
- придает поверхности водоотталкивающие свойства.
Технология нанесения патины
Работа с патиной не вызывает трудностей, наоборот – этот процесс увлекательный и творческий. Но для каждого вида поверхности существует свой алгоритм подготовки основания и нанесения патины, которого стоит придерживаться.
Подготовка поверхности
Если Вы решили патинировать готовые изделия своими руками, первое, на что необходимо обратить внимание – качество поверхности. Если изделие создано из необработанного массива, то проблем не возникает
Сложнее с гладкими поверхностями лака, акриловой пленки, ПВХ – на таких краска не фиксируется. Чтобы исправить ситуацию, проделаем такие мероприятия:
- Брашируем поверхность крупнозернистой или металлической щеткой. Таким образом избавимся от мягких волокон дерева, спрятанных под неустойчивую к таким воздействиям пленку. Обнажившаяся структура теперь пригодна к дальнейшей обработке.
- Мягкой щеткой удаляем пыль, обезжириваем поверхность.
Плиты из МДФ и ДСП лучше обработать грунтом – такая подготовка поможет сделать искусственный деревянный рельеф и обеспечит оптимальное сцепление основания и красящего состава.
Классическое патинирование
Наносить красящие составы из битума, воска или акрила несложно, но делать это нужно правильно:
- Кистью наносим красящее вещество в количестве, определяемом интенсивностью желаемого результата. Краска может оказаться только на поверхности или проникнуть во все углубления рельефа.
- По желанию снимаем лишний раствор ветошью.
- При необходимости получения глубокого эффекта патинирования после высыхания первого слоя наносим второй и так же его растушевываем.
- После высыхания конечного слоя краски растираем место обработки мелкой шкуркой, чтобы придать изделию состаренный вид.
- Готовую поверхность фиксируем шеллачным лаком.
Морилка для мебели
Цена такого способа облагораживания предметов интерьера невысока, потому каждый сможет позволить себе воспользоваться этим приемом.
Использование морилки позволяет затемнить дерево без добавления эффекта золочения, неблагородным породам дерева и панелям придать вид статного дубового массива.
- На брашированную поверхность наносим кистью водную морилку.
- Снимаем губкой верхний слой краски для выделения рельефа.
- После высыхания слоя может наноситься второй, но состав должен иметь другую основу (уайт-спирит).
- Втирание воска способствует углублению фактуры предмета, втираем его в высохшую морилку.
- Результат фиксируем шеллаком.
Предлагаем ознакомиться с техникой на примере обработки лестничных элементов:
Кракелюр
Дорогое удовольствие, но эффект самый впечатляющий. Для его создания используем 2 компонента:
- Фацетный лак;
- Патина.
Первым этапом производится интенсивная окраска поверхности фацетным лаком. Количество слоев определяет глубину трещин покрытия. После высыхания толстый слой растрескивается и можно приступать к патинированию, о котором уже шла речь.
Искусственные потертости
Приведенный ниже метод универсален для массива дерева и МДФ.
- Берем патину более тёмного оттенка, чем основная поверхность и наносим ее первым слоем.
- Парафином натираем выступающие фрагменты: резьбу, ковку, обрамление изделия.
- Теперь наносим более светлую патину.
- Снимаем парафин шпателем, шлифуем дерево.
Данный вид покрытия углубляет структуру и самым выгодным образом подчеркивает рисунок дерева и резьбы.
Нанесение патины на древесину своими руками
Процесс патинирования несложен и вполне осуществим в домашних условиях. Для работы лучше выбирать породы дерева высокой плотности, невосприимчивые к перемене влажности, либо использовать МДФ, ДСП.
Подготовительный этап
Для начала нужно осуществить браширование – обнажение твердых волокон древесины перед патиной, тонировкой, лакированием. Метод воспроизводит естественное старение дерева, но в ускоренном темпе. Поверхность обрабатывается металлической щеткой или крупнозернистой наждачной бумагой, в результате чего жесткие волокна удаляются. Затем основание протирается обезжиривающим составом. Под акриловые краски или для морения дерево не брашируется, а только очищается от всевозможных загрязнений. Если на поверхности уже есть лак или иное покрытие, его надо снять при помощи наждачной бумаги.
Плиты ДСП, МДФ обладают однородной структурой, в отличие от древесины, поэтому их подготовка имеет особенности
Для придания потертости поверхность можно осторожно обработать мелкой наждачкой, но самой эффективной является более сложная технология:
- нанесение барьер-грунта для усиления адгезии верхнего слоя плиты к патине;
- после высыхания – наложение полиуретановой грунтовки, которая станет основой для патины;
- шлифовка созданного покрытия наждачной бумагой для воспроизведения древесной структуры;
- собственно патинирование.
Нанесение патины при помощи морилки
Морение идеально подходит для мебели, выполненной в классическом стиле. Цвет изделий станет более темным, чем являлся изначально. Порядок работы таков:
- На фасады нанести морилку на водной основе, покрывая детали целиком. Можно выбрать любой цвет – орех, красное дерево, дуб, бук или иной.
- Мягкой губкой стереть часть состава таким образом, чтобы придать эффект состаривания (в основном, со средних зон). Кайму, резьбу, элементы фрезеровки, трещины при этом надо оставить более темными.
- Дать составу высохнуть, потом нанести второй слой морилки похожего оттенка, но не на водной, а на спиртовой основе.
- По мере высыхания средства выполнить слой шеллака. Если нужно усилить винтажный вид, можно дополнительно стереть античный воск.
Классический способ
Классическое патинирование основывается на применении акрила, воска, битума, масла. Нужно подобрать материал подходящего тона – древесного, металлического или обычного. Технология напоминает простую покраску. Вначале на основание наносится слой материала для патинирования, затем его излишки стираются или растушевываются более тщательно. Второй слой в этом случае выполняется при помощи шеллака.
Также стандартная технология может подразумевать такие действия:
- нанести патину темного оттенка;
- дать средству немного подсохнуть, сделать еще один слой материала более светлого тона, чтобы подчеркнуть темные поры;
- вместо светлого тона можно взять золотой или серебряный, если речь идет о мебели в классическом стиле;
- по мере высыхания отшлифовать основание мелкой наждачкой для создания эффекта потертости;
- закрепить результат шеллаком или акриловым лаком, выбрав матовый состав.
Техника кракелюр
Данная техника позволяет «прорисовать» сеть трещин на поверхности изделия, чем обеспечивает усиленный декоративный эффект. Для кракелюра используют специальный лак с одноименной пометкой на упаковке, который способен растрескиваться после высыхания. Порядок действий будет таким:
поверхность обрабатывают грунтовкой, щетку и наждачку не применяют;
наносят лак для кракелюра, подбирая нужный по цвету состав (если он прозрачный, можно первым слоем наложить акриловую краску, а затем лак);
выполняют очень тонкий слой матовой краски на водной основе, действуя осторожно, чтобы не испортить фактуру.
При необходимости трещинки можно затереть битумной мастикой с целью их затемнения, но только после полного высыхания покрытия (через 1–2 суток). При растрескивании пленки изделие обретет состаренный вид. Для закрепления результата допустимо нанести слой шеллака.
Искусственные потертости
Данный способ хорошо подходит для дерева и МДФ, прекрасно сочетается с техникой декупажа:
- краской для патинирования темного тона окрашивают поверхность изделия;
- после высыхания края, резные элементы покрывают слоем парафина;
- наносят на предмет второй слой патины более светлого оттенка или тона «металлик»;
- производят шлифовку поверхности наждачной бумагой;
- покрывают изделие морилкой или воском, либо прозрачным матовым лаком.
Подробности
Патинирование древесины и разновидности средства
Налет на древесину чаще всего ни о чем хорошем не скажет, потому что появляется при поражении гнилью или грибком. Но на древесине с высокой плотностью и твердости, малочувствительной к воде – к примеру, дуб, темная или белая патина станут настоящим указанием на старину. Мебель в обычной гостиной часто подвергают патинированию искусственного типа, потому что получить налет естественного типа крайне сложно. Для улучшения эффекта следует сочетать механические и химические способы. Для древесины используют несколько составов, и их покупают в строительных маркетах.
- Густая патина – продается в виде пасты, и обычно, является двухкомпонентной. Обычно таким образом получают светло-коричневые, золотые или красноватые оттенки. Для эффекта позолоты основой станет естественный цвет древесины – к примеру, того же дуба.
- Жидкая – по сути, это особенный лаковый состав, который придает древесине светловато желтый или даже золотистый оттенок, который присущ старинному ясеню или дубу.
- Фацетный лаковый состав – он не совсем является патиной, скорее, эффектом старины на базе растрескивания. После просыхания лак начнет покрываться самыми тонкими трещинками, как это бывает на очень старой древесине.
Разновидности покрытий можно комбинировать, чтобы получить другие, более интересные эффекты.
Патина на металле
Изделия из металла в интерьере гостиной или спальни встречаются не так часто и обычно являются предметами декоративными и небольшими по размеру – бра, люстры, подставки, подсвечники и остальное. Несмотря на то, что новое изделие имеет яркий блеск и красивый цвет, желающих придавать им не такой современный вид, находится весьма много. А так как ждать, пока этот эффект будет достигнут естественный путем, долго, прибегают к применению химических веществ.
Виды патины
Оттенки и разновидности пленки на различных типах металлов при различных условиях отличаются и очень заметно.
- Более привлекательно выглядит эффект состаривания на поверхности серебра. Металл достаточно инертный, и пленка появляется обычно при реакции с серой, создавая оттенки с переливами от светлого желтого до бирюзового и малинового. Патина черного цвета появляется при воздействии хлоридов и аминокислот. Дикая разновидность этого рода не самая красивая – пленка грубая, а еще наступает выступать над поверхность. А вот чернение серебряных поверхностей помогают придавать изделию редкое изящество.
- Золото – благородный металл в реакции практически не вступает. Но если сплав содержит никель или медь, могут спустя время появляться светлые коричневые или даже оранжевые пятна. Намного больше дизайнеров привлекает имитация патинированной поверхности на базе золотого цвета. Эффект этот исключительно декоративный и создается краской золотого цвета, и при этом реализовать можно патину по дереву и металлу – к примеру, на дубовой древесине.
- Обычно в гостиной сталкиваются с бронзовыми и медными изделиями, а иногда с железными, если будет идти речь о гостиной в стиле лофт. На медной поверхности голубая и зеленая пленка обусловлена отложением ацетатом меди, хлоридов, черная – образованием сульфита или оксида. Патина красного цвета тоже сформирована хлорными солями, но обычно образуется искусственным методом. Патина коричневого цвета начинает проявляться при воздействии солей аммония. Для меди почти все виды отложения являются относительно безопасными, что и превратит кованые медные изделия как прекрасный декор для гостиной.
- А вот для бронзы голубые и зеленые покрытия представляют опасность. Декоративной краской патиной для сплава является лишь пленка черного цвета. Искусственным образом они достигаются за счет воронения – масляной обработки и прокаливания в опилках из меди.
Патинирование битумным лаком
Битумный лак имеет жидкую консистенцию и им, как правило, не натирают поверхность, а именно лакируют. При лакировке предмет приобретает коричневый, “состаренный” цвет. Лак можно развести уайт-спиритом, чтобы слегка разбавить коричневый цвет. Например, до светло — коричневого и желтого, если нужно только приглушить поверхность.
На рельефной поверхности эффект состаренности создается путем нанесения на поверхность битумного лака плоской синтетической кистью. За счет жидкой консистенции лак для патинирования проникает во все щели и углубления. После высыхания лишний лак стирается тканью смоченной в уайт спирите. В углублениях остается битумный лак и мы получаем желаемый состаренный вид.
После нанесения состава и, не дожидаясь высыхания его можно растирать спонжем, тем самым втирая в углубления. Кстати, излишки лака так же легко удалить прозрачным воском. Производитель отмечает, что необходимо закрепить результат шеллачным лаком, однако в своей практике этот этап я пропускаю. Через 1-2 дня после полной просушки липкость лака исчезает и при уходе за изделием лак не стирается.
Декоративная покраска стен в стиле патина
Эта декоративная покраска стен в стиле патины создана дизайнером с помощью двух различных цветов глазури поверх основного цвета, а затем он промокает поверхность марлей. Эта техника хорошо работает с цветами одной и той же гаммы, но может подойти и для неродственных цветов. Один легкий метод — выбрать главный цвет из фабричной цветовой гаммы, затем берем один оттенок светлее базового и оттенок на тон темнее базового. Но помните, всегда проверяйте цвет на доске перед нанесением на стену.
Идеи для декоративной покраски стен
Приступаем к работе
Секретом декоративная покраски является глазурь, прозрачное покрытие, которое наносится на окрашенную стену. Глазури выпускаются латексные (на водной основе), и алкидные (масленые).
Дизайнер рекомендует последние за их устойчивость к износу. Однако, следует отметить, что алкидная глазурь требует использовать алкидную краску как базовую и необходима очистка уайт-спиритом или скипидром. Глазури продаются неокрашенные, поэтому чтобы получить нужный цвет вам необходимо добавить пигмент. Во многих магазинах вам продадут небольшое количество пигмента для получения нужного оттенка. Чтобы получить правильный цвет, наполните маленькое ведерко глазурью и добавляйте пигмент по капле. Убедитесь, что ваша основная краска и глазури тщательно перемешаны и испытайте их на куске гипсокартона перед тем, как начать работу.
Шаг 1. Готовим стену
Покрасьте стену в основной цвет. Дайте высохнуть.
Глазурь наносите на небольших участках стены, приблизительно 1,5 метра, чтобы стена не успела высохнуть, пока вы работаете.
Используя кусок марли, нанесите слой прозрачной глазурь, чтобы поверхность дольше служила.
Шаг 2. Наносим первый цвет
Нанесем первую тонированную глазурь при помощи круглой кисти. Наносите глазурь короткими резкими мазками.
Шаг 3. Добавим второй цвет
Заполним пробелы на стене вторым цветом глазури, используя так же резкие мазки.
Шаг 4. Смешаем мазки
Пригладьте сухой щеткой стену, начиная с одной стороны и медленно двигаясь по всей рабочей зоне.
Выполняем это, подкручивая щетку подобно вращению телефонного диска, то поднимая, то опуская локти.
Шаг 5. Промокаем излишки глазури
Смяв кусок марли в ком, промокаем стену, используя те же движения.
Когда поверхность ткани промокнет, встряхните ее и скомкайте снова. Когда вся ткань пропитается, замените ее новым лоскутом.
Шаг 6. Сгладим цвет
Возьмите сухую кисть и поглаживайте по глазури, чтобы смягчить резкие мазки. Делаем движения в виде широких восьмерок для растушевки цветов.