Модерн в русской архитектуре

Византийский стиль

Столица Римской империи была перенесена римским императором Константином I в город Византий (Константинополь) в 330 году и стала называться Новым Римом. Естественно, что в архитектуре Византии, можно видеть сильное влияние древнеримского стиля. При этом, в отношении изящества и роскоши она стремилась превзойти старый Рим.

Византийский стиль представляет собой фузию христианского и античного мировосприятия с элементами художественной культуры Востока.Свои территории импреия расширяла за счёт бывших провинций Рима на западе, где возводила памятники, дворцы, храмы, церкви с целью показать роскошь и утвердить статус новой имперской власти.

Базилика Сан Витале в византийском стиле, Равенна, Италия

  • Здания стали  геометрически сложнее.
  • В украшении сооружений в дополнение к камню использовались кирпич и штукатурка.
  • Наблюдается более свободное отношение к классическим элементам; резные украшения заменила мозаика.
  • Простота и сдержанность экстерьера храмов резко контрастировала с великолепными драгоценными мозаиками, сверкающими золотом, внутри помещений.

Читайте коротко о периодах развития византийской архитектуры с примерами и фотографиями.

Модерн в Европе

4 января 1895 года на улицах Парижа появились афиши премьеры театральной постановки «Жисмонда», сделанные художником Альфонсом Мухой. Некоторые из этих плакатов висели недолго ― их забирали с собою впечатлённые горожане. Модерн перестал быть привилегированным стилем ― создаются такие предметы обихода, как вазы, гребни, броши, заколки и флаконы духов. Они доступны уже не только самым обеспеченным слоям населения, модерн начинает окружать людей повсюду.


Афиша для премьеры постановки «Жисмонда», Альфонс Муха. Изображение: Wikimedia Commons
Гребень, Рене Лалик. Фотография: Музей прикладного искусства и ремёсел в Гамбурге
Брошь, Рене Лалик. Фотография: Public domain
Заколка, Рене Лалик. Фотография: Collector Weekly
Флаконы духов, Рене Лалик. Фотография: сайт Lalique

Югендстиль

Модерн в графике стал набирать всё большую популярность, важнейшую роль в его распространении сыграли журналы. Их новый стиль сразу заинтересовал читателей и привлёк дизайнеров. Одним из самых популярных журналов в новом стиле стал «Югенд», издававшийся в Мюнхене с 1896 года. Благодаря его названию немецкий модерн стали называть югендстилем. Это же название стало использоваться в странах Балтии и Скандинавии.


Обложка журнала «Югенд», 1896 г. Изображение: Wikimedia Commons
Журнал «Югенд», 1897 г. Изображение: Wikimedia Commons
Обложка журнала The Studio, 1893 г., иллюстрация Обри Бёрдсли. Изображение: Wikimedia Commons

От франко-бельгийского модерна югендстиль отличался более сдержанным характером в графике, брутальностью форм и материалов в промышленном дизайне и архитектуре.

Национальный романтизм

Одновременно с расцветом югендстиля в Германии в Северной Европе, в частности в Финляндии и Норвегии, где шло становление политической независимости, появляется собственное направление модерна ― национальный романтизм. На него художников вдохновили фольклор, сказания и народное творчество этих стран. В Норвегии ярчайшим его представителем был художник Ханс Даль, а в Финляндии ― Аксели Галлен-Каллела.


«Принцесса Лебедь», Йон Бауэр. Изображение: Wikimedia Commons
«Гигантская щука», Аксели Галлен-Каллела. Изображение: Wikimedia Commons

Не обошел национальный романтизм стороной и Россию. Русский фольклор и сказки вдохновляли художественные объединения в Талашкино и Абрамцево, где на рубеже XIX–XX веков работали знаменитые русские художники, а на деньги меценатов были созданы деревянные терема в стиле русского модерна.

В графике яркий представитель русского модерна ― Иван Билибин, чьи иллюстрации к сказкам и былинам знакомы нам с детства.


Сказочный домик «Теремок» в Талашкино. Фотография: Gorshkov Igor / Shutterstock
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», Иван Билибин. Изображение: Wikimedia Commons

Сегодня в это сложно поверить, но один из знаковых предметов модерна в русской культуре ― матрёшка. Принято считать, что это исконно русская игрушка, но появилась она лишь в самом конце XIX века. Фигурку выточил абрамцевский токарь Василий Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин. С модерном её объединяет Восток, которым вдохновлялись модернисты в Европе, ― прототип фигурки прибыл с японского острова Хонсю. Ещё одна общая черта ― тонкие чёрные линии контуров, к которым так тяготел модерн.


Матрешки Сергея Малютина. Фотография: Wikimedia Commons

В южных странах Европы также можно найти отголоски национального романтизма и сказок. Так, например, делая проект реконструкции дома Бальо в Каталонии в 1904–1906 годах, Антонио Гауди вдохновлялся образом дракона, покрыв крышу его «чешуей».


Каса-Батльо (дом Бальо) в Барселоне, архитектор Антонио Гауди. Фотография: Wikimedia Commons

Сецессион

В Центральной Европе модерн был представлен множеством разных мастерских и течений. Большую роль в его истории занимает столица Австро-Венгерской империи ― Вена, именно здесь в 1897 году возник Венский сецессион, который основал Густав Климт.

«Сецессион» (Sezession) переводится с немецкого как «обособление» ― художники этого стиля противопоставляли себя академизму. Они подарили миру огромное количество невероятно утончённых предметов в стиле модерн ― игрушек, украшений, кружев, посуды. Также сецессионисты проектировали здания и работали с городской инфраструктурой.


Здание Сецессион в Вене, архитектор Йозеф Мария Ольбрих. Фотография: Bildagentur Zoonar GmbH / Shutterstock
«Бетховенский фриз», Густав Климт. Изображение: Wikimedia Commons
Текстиль, Йозеф Хоффманн. Изображение: Formost
Стеклянная посуда, Йозеф Хоффманн. Фотография: Wikimedia Commons

Модерн в архитектуре на примерах Санкт — Петербурга и Москвы

Северный модерн в Санкт-Петербурге потерпел влияние шведской и в особенности финской архитектуры, став основным течением в строительстве города в начале 20 века.

Такое название стиля используется исключительно искусствоведами России. Он возник вследствие развития связей с Финляндией и Швецией. Ведущими представителями Северного модерна в России можно назвать Николая Васильева, Фёдора (или Фридриха) Лидваля, Роберта Мельцера и других архитекторов, которые украсили город своими творениями.

Северный Модерн в Санкт — Петербурге: жилой дом

Справедливости ради отметим, что это направление позже было подвергнуто нелюбезной критике националистского характера. Почему-то настоящим национальным стилем Питера некоторыми деятелями был провозглашён Ампир, а Северный модерн назван «чухонским». Странно, не правда ли?

Самые яркие и типичные памятники модерна в Санкт-Петербурге

  • Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом книги») на Невском проспекте. Интересно, что его считают градостроительной ошибкой за отсутствие связи с окружающим ансамблем. В то же время, дом служит примером удачной планировки в сложных стеснённых условиях (1902—1904, арх. П. Ю. Сюзор).
  • Магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, арх. Г. В. Барановский).
  • Гостиница «Астория» (Ф. И. Лидваль, 1913—1914).
  • Дом Ф. Г. Бажанова (архитектор Ф. П. Алёшин). До настоящего времени там сохранился подлинный интерьер парадных помещений квартиры Бажанова:
    • парадной лестницы, фойе,
    • приёмной, кабинета,
    • холла, гостиной,
    • малой и большой столовых,
    • белого зала.
  • Витебский вокзал (автор — С. А. Бржозовский).

Московский модерн

Москва не стала исключением. Московский Модерн узнаваем по деталям. Короткая эпоха расцвета стиля была очень продуктивна и оставила хорошо сохранившиеся шедевры на улицах города.

Модерн в архитектуре Москвы: особняк Дерожинской

Одна из основных работ модернового архитектора Фёдора Шехтеля, являющаяся памятником архитектуры — особняк Дерожинской А.И.. Им же была сделана пристройка нового фасада к старому зданию Ярославского вокзала с элементами Северного модерна, но решённого в Неорусском стиле.

Примеры зданий в стиле модерн в Москве

Выдающимися примерами являются

  • Ярославский вокзал (автор — Ф. О. Шехтель),
  • ЦУМ (быв. «Мюр и Мерилиз»),
  • гостиница «Метрополь» и многие другие.

Московский модерн создали целый ряд архитекторов, в числе которых Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В..

  • Особняк О. А. Листа — первое по времени модерновое здание. Построен в 1898—1899 годах архитектором Л. Н. Кекушевым.
  • Особняк Рябушинского (Ф. О. Шехтель).
  • Особняк Ивана Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева.
  • Доходный дом М. В. Сокол архитектора И. П. Машкова. Множество так называемых «доходных домов» начало века построены в этом стиле.

Видео по теме

Разнообразие архитектурных стилей столь велико, что порой их сложно чётко классифицировать даже специалистам. Тем более, что в среде искусствоведов Запада и России нет единого взгляда на многие вещи.

Свою лепту в путаницу вносит перевод терминов. Например, для архитектуры Райта в англоязычных изданиях применяют термин «modern architecture», но относится она к модернизму. К архитектурным стилям модернизма относят направления, которые возникли в противовес романтике модерна.

Мы рассмотрели стиль модерна в архитектуре на примере разных стран, в том числе и Испании, где этот стиль называют модернизмом.

Современный модерн в архитектуре разных стран

Часто бывает так, что одна и та же дизайнерская концепция по-своему «считывается» в разных странах. Модерн не стал исключением. Сегодня существует несколько его видов. У каждого присутствуют свои характерные черты.

Юргентстиль – немецкая версия модернаИсточник img.poehali.tv

В Бельгии молодой архитектор Виктор Орта разработал новый прием «удар бича» и предложил строить дома с конструкциями несущего типа, расположенными асимметрично друг другу. Добавление крупного остекления и металла в оформление фасадов, позволило смягчить зрительное несоответствие и создать что-то очень современное на основе классического модерна. В таком стиле построен знаменитый особняк Тассель и Музей Орта. Эти объекты сегодня числятся в списке наследия ЮНЕСКО.

Фасады особняка ТассельИсточник jowoffinden.files.wordpress.com

Идею Виктора Орта поддержали в других европейских странах. Во Франции она дала толчок рождению арт-нуво – еще одному ответвлению модерна. Линии фасада стали еще более плавными, формы его стали напоминать стебли и бутоны цветов. Они искусно сочетались с привычными геометрическими фигурами: квадратами, прямоугольниками. Идея в том, чтобы высокое искусство сделать частью повседневной жизни человека. Эктор Гимар, подхватил эту идею и создал потрясающее оформление для павильонов парижского метро. Они и сегодня позволяют оценить красивую вычурность арт-нуво.

Эктор Гимар – вход в парижский метрополитенИсточник static.tonkosti.ru

В Австрии архитектор Й. Хоффманн предложил уйти от плавных линий и использовать прием организации шахматного поля. К чему привет такой эксперимент, позволяет увидеть особняк банкира Стокле, стоящий сегодня в Брюсселе. И это тоже современный модерн.

Особняк банкира СтоклеИсточник ukrburshtyn.com

В России историю модерна можно изучать по архитектуре крупных городов, которые стали активно разрастаться в конце девятнадцатого в начале двадцатого века. Тогда осваивались новые земли, возводились новые предприятия, строились особняки и усадьбы преуспевающих дельцов.

За основу брались уже готовые проекты, разработанные европейскими архитекторами. Поэтому можно увидеть примеры типовой застройки. Арт-нуво в России не прижился. Местные проектировщики вдохновлялись работами коллег из Германии, Финляндии, Австро-Венгрии, поэтому во внешнем облике усадьб было больше строгости. Но постепенно стиль менялся, развивался с учетом местного колорита. В своем развитии проходил несколько этапов: ретроспектива сменялась романтикой, затем начался период полного отказа от исторического начала.

Русский модерн в архитектуреИсточник delfa.com.ua

Сегодня современные дома в стиле модерн возводятся по типовым проектам. Они ассоциируются со смелыми новаторскими идеями. У них асимметричная форма, плоская кровля, нестандартное остекление и рациональная планировка. В оформлении используется камень, бетон, металл.

Россия – одна из немногих стран, в которой большой популярностью пользуются деревянные дома в стиле модерн. Оценить результаты первых экспериментов в этом направлении помогает особняк купчихи Кацнельсон.

В видео представлены современные проекты домов в стиле модерн:

Коротко о главном

Модерн – сугубо индивидуальный стиль. Он входит в список элитарных архитектурных направлений. Родился в противовес эклектике, благодаря появлению новых строительных технологий.

Архитектурные стили античности

Античность — это Древний Рим плюс Древняя Греция.

Древнегреческий стиль

Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира. Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту. Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды:

  • архаический,
  • классический,
  • эллинизм.

Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).

Отмечены периоды архитектуры Древней Греции рождением трёх стилей: дорическим, ионическим и коринфским.

  • В архаике — дорический и ионический.
  • Во времена классики добавился коринфский.
  • Эллинизм использует все три.

Читайте краткий обзор архитектурных стилей Древней Греции.

Древнеримский стиль

Древнеримская архитектура — это форма этрусского зодчества. Этому стилю присущи величие, мощь и сила. Сильное влияние на неё оказали греки. Отличается монументальностью, множеством украшений и пышной отделкой зданий, строгой симметрией.

Римляне строили большинство зданий для практических целей, а не храмы, как в Греции. Читайте  об архитектуре Древнего Рима коротко. Описана история, применяемые материалы, технологии и градостроительство.

Древнеримский архитектурный стиль: Пантеон, Санта-Мария ин ВИА лата, Рим, Италия

Модернизм в архитектуре Голландии: Де Стейл (De Stijl)

Данный стиль образован как художественное движение обществом художников, в голландском городе Лейден в 1917 году. Ещё именуется неопластицизмом. На движение Де Стейл повлияли картины кубистов и движение DaDa с их идеями об идеальных геометрических формах. А работы Де Стейл, в свою очередь, повлияли на стиль Баухауз и Интернациональный стиль. Влияние этого движения на архитектуру можно увидеть больше всего в доме Ритвельд Шредер, который является единственным зданием, созданным исключительно с использованием принципов De Stijl — белые и серые стены, черные дверные рамы и множество элементов, окрашенных в яркие основные цвета.

Стиль Де Стейл. Дом Ритвельд Шредер, Голландия

Особенности современных домов в стиле модерн

Классический модерн пытался отказаться от строгих устоев классики и внести в архитектуру новое, оригинальное веяние. Поэтому для стиля модерн характерны плавные линии, эффектная выразительность и пышность декора. Современные коттеджи в стиле модерн отличаются практичностью и сдержанностью в декоре. Проекты коттеджей, как правило, сочетают в себе стилистику одного из популярных направлений в архитектуре и удачно использованные элементы стиля модерн. Среди наиболее ярких особенностей стиля выделяют выбор в пользу плавных, изящных форм конструкции и комбинирование самых разных материалов в строительстве – от железобетона до дерева и стекла. При этом отделку фасада выполняют, как правило, натуральными материалами.

Округлые формы и извилистые линии сближают черты внешнего облика здания с деталями окружающей природы – узоры растительных мотивов часто можно встретить в оформлении архитектурных элементов дома. Дома в стиле модерн отличаются оригинальностью исполнения: конструкция здания асимметрична, дополнена эркерами и колоннами, окна вписаны в арочные проемы, а для оформления фасадов может быть использован изысканный декор – вкрапления декоративных камней и кованых элементов. Окнам не только придают необычную форму, но и делают их большого размера, применяют панорамное остекление, часто используют витражи. Одним из преимуществ современного дома в стиле модерн является возможность вписать его в любой ландшафт. Гармония архитектурных форм с природой является в этом стиле приоритетной.

Особенности стиля

  • Характерной и самой основной особенностью стиля является отказ от прямых линий и углов.
  • Основной упор делался на декоративный, органический характер рисунка.
  • Придание прочным предметам ощущения хрупкости и воздушной легкости.
  • Асимметрия буквально во всем будь то арка, спинка кровати или комод.
  • Преобладающими цветами являлись приглушенные оттенки — цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона.

Ар-нуво – новое искусство (в дословном переводе с французского «artnouveau»). Именно ИСКУССТВО и не что-либо еще. Джон Рёскин — английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт – в свое время сильно повлиял на становление стиля Ар-нуво и призывал вернуться к ремёслам, ссылаясь на то, что великое творение Микеланджело в Сикстинской капелле является по сути декоративной росписью.Он пропагандировал уходить от массового фабричного производства и повышать эстетическую ценность обычных предметов быта. В архитектуре, интерьере, мебели, декоративно прикладном искусстве было объединение художников и ремесленников, а позднее создавались компании по производству предметов быта Ар-Нуво. Таким образом, стиль охватывал все сферы окружающей среды.

Основным постулатом было – не тратить время на оживление умерших стилей и создание псевдодревних предметов культуры, а сосредоточиться на современном дизайне повседневных вещей. Наряду с этим художники вдохновлялись национальным наследием прошлого, например ранним кельтским искусством, древнеирландским и англосаксонским наследием. Наиболее ярким примером такого интереса было создание в 1900г. коллекции украшений «Cymric» для магазина «Либерти». Благодаря своей избирательности в использовании наследия прошлого и сложному переплетению различных заимствований ар нуво стал тем, чем он стал – абсолютно новым уникальным стилем.

Настоящим открытием для Запада XIXв. стало искусство Востока (особенно Японии), когда между ними  начались торговые отношения. Невероятной популярностью пользовались японские гравюры. Особенно высоко их оценивали французские художники-авангардисты, обнаружившие для себя новые решения композиции и использования цвета. Японские художники использовали фон в качестве композиции. Им удавалось поддерживать равновесие между основным изображением и фоном. Деликатность и изящество японских гравюр полностью отражало то, что к чему стремились мастера Ар-нуво – созданию истинного изысканного стиля.

Высшие и средние классы готовы были тратить лишние деньги на предметы роскоши и просто на дорогие предметы быта. Обладание этими предметами приносило их владельцам ощущение собственной значимости, удовлетворяло страсть к элегантности и элитарности.

Многие художники, скульпторы и архитекторы оставляли свои основные профессии, чтобы заняться дизайном бытовых предметов, считая его более жизненным и социально значимым. Работы мастеров ар нуво воспринимались как произведение искусства.

Архитектурные стили

Такой известный многим стиль, как кантри, является спасительным оазисом для тех, кто устал от городских урбанистических архитектурных настроений. Но если соблюдать концепцию данного стиля полностью, то будет мало оформить в стиле кантри всего лишь интерьер. Большое значение в этом вопросе имеет и организация фасада.

Основы стиля кантри

На фасаде домов стиль кантри проявляется в виде каменной кладки, которая создается из грубых камней, имеющих различия по формам, цвету и фактуре. При укладке камня необходимо полагаться на принцип элегантной небрежности, когда, например, швы кладки создаются в произвольных линиях, но при этом общая картина выглядит дизайнерски гармонично. Если в стиле кантри оформляется загородный дом, безусловно, имеет смысл построить широкий балкон, который будет иметь деревянные ограждения решетчатого типа. Растения на фасаде тоже приемлемы для кантри, поэтому вы можете смело использовать вьющиеся цветы для декорирования отдельных участков дома.

Различные направления кантри

На самом деле нельзя сказать, что стиль кантри базируется на единых закрепленных принципах. Это обуславливается тем, что в разных странах он имеет свои особенности. Рассмотрим некоторые из них.

Канадский кантри

Канадский кантри скромен. Фасад такого дома нельзя назвать роскошным, он не приемлет большого количества декоративных элементов, но вместе с тем изобилует большим количеством дерева, что и формирует атмосферу деревенского уюта и природного очарования.

Американский кантри

Главный принцип создания американского кантри заключается в максимально полной имитации ранчо. Сюда следует отнести использование колонн из древесины, которые будут выполнять одновременно и практическую, и декоративную функцию, являясь не только красивым элементов фасада, но и выступая в роли подпорок. Еще одной особенностью американского кантри является наличие открытых террас.

Обустройство фасада в стиле модерн

Модерн на сегодняшний день является очень популярным стилем и его часто отображают на фасадах современных домов. Для него характерны плавные линии, гармоничные переходы форм и оттенков. Планировка фасадов Модерн практически всегда замысловата, линии орнамента закручены и внезапно обрываются. Общее же впечатление от дома в стиле Модерн – сочетание простоты и динамичности одновременно, изящество, выраженное в отдельных конструктивных элементах.

Основной формой в элементах фасада и дома в целом является прямоугольник. Фасад дома в стиле Модерн предполагает тщательный выбор и правильный монтаж отделочных материалов для фасада. Оттенок материалов должен быть неброским, близким к природным тонам, а его фактура должна быть простой и гладкой.

Другие стили для оформления фасадов

Стили Фахверк и Шале

Фасады домов в стиле Фахверк отличаются наличием вертикальных, горизонтальных и наклонных балок из дерева хвойных пород, посредством которых достигается уникальная и интересная форма сооружений. В пространстве между балками укладывается кирпич, натуральный камень или другой строительный материал. Для классического шале характерна отделка первого этажа камнем, а второго – деревом (обычно клееным брусом). Поскольку цена древесины достаточно велика, в качестве замены могут послужить доски или балки из полиуретана.

Ретро Стилизация под старину – античные дворцы, средневековые замки – вот основная особенностей различных стилей направления Ретро. К нему относятся сразу несколько стилей, каждый из которых обладает своими отличительными особенностями – романтический, готический, ампир, барокко, классицизм и другие. Инструкция по обустройству фасада дома в стиле Ретро предусматривает формирование простых и массивных форм, выполненных из камня, мрамора или другого подобного материала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корреспондент-строитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: