Состав асфальтобетонной смеси: компоненты, проектирование

Марки асфальтобетона и их характеристики

  • В обязательном порядке будущий АБ включает в себя песок, битум – от 2,5 до 9%, и минеральные порошки.
  • Каменная фракция обязательной не является, хотя множество известных АБ изготавливается на основе щебня или гравия.
  • Кроме того, в состав могут входить различные модифицирующие добавки: для лучшего сцепления колеса с поверхностью, для увеличения шероховатости, для обеспечения звукоизоляции и так далее.

Следующее видео на примере одного из известных асфальтобетонов расскажет более подробно о преимуществах его типа А:

Понятие и особенности

Марка достаточно условно делит все возможные виды материалов на те, что демонстрируют наивысшие показатели, возможные для камня и битума указанного происхождения.

  • На те, что обладают усредненными параметрами, пригодными, однако, для большинства строительных работ.
  • И на те, что нельзя использовать в тяжелых климатических условиях или при серьезной нагрузке, поскольку их параметры недостаточны.

Итак, поговорим теперь о типах (1, 2, 3) асфальтобетона, например, литого, пористого, плотного мелкозернистого типов А, Б, В, Г, Д.

Цены на услуги

№ п/п Измеряемый показатель испытываемой продукции Состав работ, входящих в испытание продукции Нормативный документ Стоимость, руб., в т.ч. НДС 18%
Испытание асфальтобетона
1 Отбор проб из конструкции (кернов) (1 проба) — Подготовка оборудования — Выбуривание керна — Распиловка до стандартных размеров — Оформление акта отбора пробы ГОСТ 12801-98 3000
2 Испытание асфальтобетонных кернов на прочность (1 серия) — Подготовка оборудования — Испытание образцов — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 12801-98 1200
3 Определение зернового состава асфальтобетонной смеси (1 проба) — Отбор и подготовка аналитической пробы — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 12801-98 2800
4 Определение характеристик сдвигоустойчивости (1 проба) — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 12801-98 1050
5 Отбор проб асфальтобетонной смеси из смесителя или автосамосвала (1 проба) — Отбор лабораторной пробы — Контроль за качеством отбора проб ГОСТ 12801-98 600
6 Формование образцов (1 образец) — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 12801-98 200
7 Определение средней плотности асфальтобетонной смеси (1 серия) — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 12801-98 3200
8 Определение средней плотности минеральной части (остова) (1 проба) — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 12801-98 4750
9 Определение водонасыщения асфальтобетонной смеси (1 серия) — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 10181-2014 1000
10 Определение набухания (1 проба) — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 12801-98 1800
11 Определение предела прочности при сжатии при t=20 °С (1 серия) — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 12801-98 1200
12 Определение предела прочности при сжатии при t=50 °С (1 серия) — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 12801-98 1200
13 Определение предела прочности при сжатии при t=0 °С (1 серия) — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 12801-98 1200
14 Определение водостойкости (1 проба) — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 12801-98 1900
15 Определение водостойкости при длительном водонасыщении (1 проба) — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 12801-98 2850
16 Определение водостойкости ускоренным методом (1 проба) — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 12801-98 1450
17 Определение коэффициента уплотнения смесей в конструктивных слоях дорожных одежд (1 серия) — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 12801-98 500
18 Определение устойчивости щебеночно-мастичных смесей к расслаиванию по показателю стекания вяжущего (1 серия) — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 12801-98 4800
19 Определение коэффициента сцепления (1 км) ГОСТ 12801-98 4200
20 Определение трещиностойкости (1 проба) — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 12801-98 1900
21 Определение толщины слоев дорожной одежды (1 слой) — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 12801-98 200
22 Определение глубины вдавливания штампа при испытании литых а/б смесей (1 образец) — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов ГОСТ 12801-98 3000
23 Комплексное испытание смеси с вырубкой керна на объекте ГОСТ 12801-98 от 10000

В указанную стоимость услуг не входит оплата выезда специалистов на объект для отбора проб. Цены на срочные заказы рассчитываются в индивидуальном порядке.

Сделать заказ

Приемка асфальтобетонных смесей

Смеси асфальтобетонные дорожные ГОСТ 9128 принимаются партиями. В качестве партии берется выпущенная за одну смену и на одном оборудовании смесь, в количестве не более 1000 тонн. Это же касается и холодных смесей, однако максимальное количество ограничено цифрой в 300 тонн.

Грузовой автомобиль

  • Количество отгружаемой смеси определяют массой, взвешивая вагоны или автомобили на специальных автомобильных или железнодорожных весах. Если погрузка осуществляется на плавучее средство, то вес определяется по осадке судна.
  • Чтобы определить качество асфальтобетонной смеси проводят набор испытаний, приемных и периодических.
  • Для проведения приемо-сдаточных мероприятий отбираю из партии пробу, по которой определяют температуру смеси во время отгрузки из бункера или смесителя; состав; водонасыщение; водостойкость; предел прочности при сжатии и слеживаемость.

Периодический контроль за асфальтобетоном производится не реже одного раза в месяц, либо при каждом изменении используемых при изготовлении материалов.

Во время таких испытаний проверяется следующее:

Проба для испытаний асфальтобетона

  • Определяется пористость минерального наполнителя и остаточная пористость смеси;
  • Водостойкость при условии длительного водонасыщения;
  • Предел прочности на сжатие при температуре 20 градусов по Цельсию для холодных и 0 градусов для горячих смесей;
  • Качество сцепления битума с минеральной частью;
  • Трещиностойкость и сдвигоустойчивость;
  • Однородность.

Отдельно проводится анализ на радиоактивность естественных нуклидов. Все полученные данные указываются в сопроводительных документах. Документ о качестве смеси выдается после проверок на каждую партию.

В нем указывают не только результаты и обозначения рассматриваемого нами стандарта, но и следующую информацию:

Зафиксированные результаты испытаний

  • Название организации, изготовившей смесь;
  • Дата и номер выдачи документа;
  • Название и адрес потребителя;
  • Марка смеси, ее тип и вид;
  • Все смеси;
  • Срок, допускающий хранение готовой холодной смеси;
  • И так далее по испытаниям.

Дополнительно партия должна сопровождаться транспортными документами, в которых дополнительно прописываются, время и дата изготовления, а также ее температура. Потребитель вправе организовать собственную проверку качества отгруженной ему асфальтобетонной смеси, соблюдая всю законную процедуру отбора проб и проведения испытаний.

Расчет веса и объема асфальта

Асфальт — материал, который используют для создания самых разных покрытий. Представляет собой смесь песка, щебня, минеральных веществ и битума. От соотношения отдельных компонентов зависят все характеристики асфальта, в том числе весовые и объемные. Поэтому чтобы рассчитать сколько тонн в 1 кубе асфальта, нужно знать плотность всей смеси или отдельных ее элементов.

Соответствующие значения уточняют у поставщика материалов. Вычислить сколько кубов в тонне асфальта можно и самостоятельно прямо на объекте, взяв за основу 2,3 т/м3 — 2,4 т/м3 согласно ТР 103-07, ГОСТ Р 54401-2011. Наименьшая плотность у песчаных асфальтовых смесей типа Д, а самыми плотными остаются литые асфальты. Таким образом, зная эти значения, можно вычислить объем поставленного материала и его расход при выполнении строительных работ.

Расход щебня в зависимости от его свойств

Щебень используют при выполнении практически всех строительных работ, начиная от приготовления смесей и заканчивая отсыпкой оснований под фундаменты зданий или дорожное полотно

При этом важно правильно рассчитать сколько тонн в кубе щебня, чтобы получить точные данные по расходу материалов и средствам на их закупку

Сделать это можно двумя способами:

  1. Взять пробы и отправить их в лабораторию, где с учетом насыпной плотности и веса щебня рассчитают сколько будет весить кубометр этого материала. На объем до 350 кг делают не менее 10 проб (ГОСТ 8269, ГОСТ 8267-93). Заказывать лабораторные испытания выгодно, когда нужно еще и проверить качество материалов.
  2. Если проверка качества не предусмотрена, то определить сколько кубов щебня в 1 тонне можно при заказе материалов или прямо на объекте. Для этого у поставщика достаточно уточнить данные по плотности, которая в среднем составляет от 1320 до 1360 кг на кубометр.

Все свойства и технические характеристики щебня напрямую зависят от места добычи и фракционного состава исходного материала. Более прочный и морозостойкий гранитный щебень тяжелей гравийного, известнякового или вторичного. Соответственно и вес одного куба в первом случае выше.

Основной материал асфальтобетона определяет его прочность

Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси являются наиболее прочными и долговечными. В их составе используется щебень из горных пород, обеспечивающий высокие качественные характеристики. Кроме того, смесь усиливается специальными модификаторами – целлюлозные волокна.

Также высококачественный щебеночно-мастичный асфальт имеет в качестве вяжущего вещества полимерный битум, значительно превосходящий обыкновенные нефтяные и дорожные битумы.

  • Горный щебень составляет 70-80% от общего объема смеси – существенно увеличивает прочность, устойчивость, сопротивляемость деформации и образованию колеи.
  • Целлюлозные волокна составляют 0,3-0,5%, однако этого достаточно для выполнения заданных функций – они препятствуют стеканию битума, способствуя его удержанию.
  • Полимерно-битумное вяжущее составляет 6-7% от объема смеси – повышаются адгезионные свойства, возможная эластичность, стойкость к образованию колеи и коррозии.
  • Минеральный порошок может составлять 8-12% от массы, заполняя пустоты между фракциями щебня, что обеспечивает высокую плотность, а также повышает некоторые свойства вяжущего компонента.

Помимо высоких эксплуатационных характеристик и длительного срока службы, щебеночно-мастичные смеси позволяют понизить уровень шума на автодороге.
Гравийные асфальтовые смеси уступают в прочности щебеночным, так как гравий является осадочной породой. Тем не менее, наличие основного каменного материала в составе обеспечивает достаточно высокие характеристики.

Это позволяет применять гравийный асфальт для укладки на городские автомобильные дороги и пешеходные зоны. Однако для скоростных дорог, автомагистралей и федеральный трасс такой материал не используется.
Песчаные асфальтовые смеси наименее прочные из разновидностей асфальтобетона, однако со своим назначением покрытие из такого материала полностью справляется – это устройство тротуаров, площадей, парков и других территорий для пешего передвижения.

В зависимости от того, какой песок используется в составе, будут изменяться показатели прочности и плотности. Лучшим вариантом для песчаных смесей является песок из горных пород. Кроме того, стоимость песчаного асфальта ниже, чем вариантов с каменным наполнителем.

Основные принципы проектирования структуры дорожного покрытия

Проектирование состава асфальтобетонной смеси заключается в расчете оптимального соотношения компонентов, в результате которого показатели основных характеристик асфальтобетона заданного вида и соответствующей марки будут отвечать техническим нормам и требованиям ГОСТ 9128-13.

Метод определения зерновой структуры асфальта

Разработаны и используются различные методы проектирования составов асфальтобетона.

В современном строительстве наиболее распространен способ построения предельных кривых зерновой структуры минеральной части дорожных бетонов (см. фото), в основу которого заложена следующая инструкция:

  1. С целью обеспечения прочности, экономичности и долговечности покрытия его минеральная составляющая должна обладать достаточной плотностью, которая обеспечивается определенным содержанием зерен крупной и мелкой фракции в общем составе заполнителей.
  2. Структура зерновой части ограничивается предельными кривыми допустимого количества заданной фракции зерен.
  3. Минимальное содержание битума должно соответствовать физическим и механическим свойствам асфальтобетона необходимой марки с учетом технических требований ГОСТ 9128-13. Оптимальный объем компонента устанавливается экспериментально на основании таблиц и графиков проведенных испытаний.

Установка проектных параметров смеси

Процесс проектирования состава состоит из следующих этапов:

  • определение характеристик и качества исходных компонентов, оценка их соответствия для заданной марки;
  • расчет минеральной части из выбранных материалов;
  • определение рационального количества битума;
  • спецификация состава смеси по данным детального исследования ее физико-механических качеств.

Необходимым условием проектирования состава является обоснованное и точное техническое задание.

Для составления ТЗ необходимо иметь следующие строительные, проектные и эксплуатационные данные, это:

  • проектная конструкция дорожной одежды с указанием толщины слоев всех покрытий;
  • техническая категория автомобильной дороги;
  • характеристика режима движения автомобильного транспорта на проектируемом участке дороги;
  • ожидаемые изменения дорожно-климатических условий в процессе строительства и эксплуатации объекта.
  • сбалансированные характеристики всех имеющихся исходных материалов.

Типы смесей и их основные параметры

В первую очередь вся продукция данного вида разделяется на группы в зависимости от того, какой компонент использован в качестве основного наполнителя, бывают гравийные, щебеночные и песчаные смеси.

Также применяется битум разной вязкости, из-за этого может различаться способ укладки:

Работы с горячим асфальтом требуют наличия специальной укладочной техники, без нее добиться хорошего результата невозможно

Теплые асфальтобетонные смеси (многие специалисты называют их и вовсе холодными) могут укладываться и при более низких температурах. Нижний предел температуры составляет 5 градусов тепла, но лучше все-таки проводить работы при 20-30 градусах. При изготовлении применяется только жидкий битум.

Битум – важнейший компонент, от качества которого во многом зависит прочность асфальта

Еще один важный фактор – плотность асфальтобетонной смеси.

Также можно подразделить все составы по фракциям:

  • Если присутствуют включения диаметром до 40 мм – крупнозернистый.
  • При фрагментах величиной до 20 мм – мелкозернистый.
  • Если размер самых крупных вкраплений не превышает 5 мм – песчаный.

В зависимости от количества щебня, присутствующего в составе, выделяются следующие виды асфальтобетонных смесей:

Современные технологии изменили асфальтобетон

Современный мир диктует свои правила. Ремонт дорог (или укладка новых) желательно проводить быстро, без погрешностей и делать это в любую погоду. Литой асфальтобетон отвечает всем требованиям. Соответствующий ГОСТ Р 54401-2011 регламентирует технологию укладки без уплотнения.

Читать по теме: Установка бетонных бортовых камней

Пластичность смеси обеспечивается ее высокой температурой – 190 и повышается за счет еще большего нагревания.

Состав включает большее количество полимерных добавок и битума, но при этом уменьшается доля минералов, что минимизирует зернистость. Повышенная тягучесть позволяет не уплотнять смесь.

Для связки всех компонентов литого асфальта применяется полимерно-битумная смесь. Она также усиливает покрытие, наделяя его повышенной износостойкостью, не допуская быстрого появления трещин в течение эксплуатации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корреспондент-строитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: