Марки асфальтобетона и их характеристики
- В обязательном порядке будущий АБ включает в себя песок, битум – от 2,5 до 9%, и минеральные порошки.
- Каменная фракция обязательной не является, хотя множество известных АБ изготавливается на основе щебня или гравия.
- Кроме того, в состав могут входить различные модифицирующие добавки: для лучшего сцепления колеса с поверхностью, для увеличения шероховатости, для обеспечения звукоизоляции и так далее.
Следующее видео на примере одного из известных асфальтобетонов расскажет более подробно о преимуществах его типа А:
Понятие и особенности
Марка достаточно условно делит все возможные виды материалов на те, что демонстрируют наивысшие показатели, возможные для камня и битума указанного происхождения.
- На те, что обладают усредненными параметрами, пригодными, однако, для большинства строительных работ.
- И на те, что нельзя использовать в тяжелых климатических условиях или при серьезной нагрузке, поскольку их параметры недостаточны.
Итак, поговорим теперь о типах (1, 2, 3) асфальтобетона, например, литого, пористого, плотного мелкозернистого типов А, Б, В, Г, Д.
Цены на услуги
№ п/п | Измеряемый показатель испытываемой продукции | Состав работ, входящих в испытание продукции | Нормативный документ | Стоимость, руб., в т.ч. НДС 18% |
Испытание асфальтобетона | ||||
1 | Отбор проб из конструкции (кернов) (1 проба) | — Подготовка оборудования — Выбуривание керна — Распиловка до стандартных размеров — Оформление акта отбора пробы | ГОСТ 12801-98 | 3000 |
2 | Испытание асфальтобетонных кернов на прочность (1 серия) | — Подготовка оборудования — Испытание образцов — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 1200 |
3 | Определение зернового состава асфальтобетонной смеси (1 проба) | — Отбор и подготовка аналитической пробы — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 2800 |
4 | Определение характеристик сдвигоустойчивости (1 проба) | — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 1050 |
5 | Отбор проб асфальтобетонной смеси из смесителя или автосамосвала (1 проба) | — Отбор лабораторной пробы — Контроль за качеством отбора проб | ГОСТ 12801-98 | 600 |
6 | Формование образцов (1 образец) | — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 200 |
7 | Определение средней плотности асфальтобетонной смеси (1 серия) | — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 3200 |
8 | Определение средней плотности минеральной части (остова) (1 проба) | — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 4750 |
9 | Определение водонасыщения асфальтобетонной смеси (1 серия) | — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 10181-2014 | 1000 |
10 | Определение набухания (1 проба) | — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 1800 |
11 | Определение предела прочности при сжатии при t=20 °С (1 серия) | — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 1200 |
12 | Определение предела прочности при сжатии при t=50 °С (1 серия) | — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 1200 |
13 | Определение предела прочности при сжатии при t=0 °С (1 серия) | — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 1200 |
14 | Определение водостойкости (1 проба) | — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 1900 |
15 | Определение водостойкости при длительном водонасыщении (1 проба) | — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 2850 |
16 | Определение водостойкости ускоренным методом (1 проба) | — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 1450 |
17 | Определение коэффициента уплотнения смесей в конструктивных слоях дорожных одежд (1 серия) | — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 500 |
18 | Определение устойчивости щебеночно-мастичных смесей к расслаиванию по показателю стекания вяжущего (1 серия) | — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 4800 |
19 | Определение коэффициента сцепления (1 км) | ГОСТ 12801-98 | 4200 | |
20 | Определение трещиностойкости (1 проба) | — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 1900 |
21 | Определение толщины слоев дорожной одежды (1 слой) | — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 200 |
22 | Определение глубины вдавливания штампа при испытании литых а/б смесей (1 образец) | — Подготовка оборудования — Проведение испытания — Обработка результатов — Оформление протоколов | ГОСТ 12801-98 | 3000 |
23 | Комплексное испытание смеси с вырубкой керна на объекте | ГОСТ 12801-98 | от 10000 |
В указанную стоимость услуг не входит оплата выезда специалистов на объект для отбора проб. Цены на срочные заказы рассчитываются в индивидуальном порядке.
Сделать заказ
Приемка асфальтобетонных смесей
Смеси асфальтобетонные дорожные ГОСТ 9128 принимаются партиями. В качестве партии берется выпущенная за одну смену и на одном оборудовании смесь, в количестве не более 1000 тонн. Это же касается и холодных смесей, однако максимальное количество ограничено цифрой в 300 тонн.
Грузовой автомобиль
- Количество отгружаемой смеси определяют массой, взвешивая вагоны или автомобили на специальных автомобильных или железнодорожных весах. Если погрузка осуществляется на плавучее средство, то вес определяется по осадке судна.
- Чтобы определить качество асфальтобетонной смеси проводят набор испытаний, приемных и периодических.
- Для проведения приемо-сдаточных мероприятий отбираю из партии пробу, по которой определяют температуру смеси во время отгрузки из бункера или смесителя; состав; водонасыщение; водостойкость; предел прочности при сжатии и слеживаемость.
Периодический контроль за асфальтобетоном производится не реже одного раза в месяц, либо при каждом изменении используемых при изготовлении материалов.
Во время таких испытаний проверяется следующее:
Проба для испытаний асфальтобетона
- Определяется пористость минерального наполнителя и остаточная пористость смеси;
- Водостойкость при условии длительного водонасыщения;
- Предел прочности на сжатие при температуре 20 градусов по Цельсию для холодных и 0 градусов для горячих смесей;
- Качество сцепления битума с минеральной частью;
- Трещиностойкость и сдвигоустойчивость;
- Однородность.
Отдельно проводится анализ на радиоактивность естественных нуклидов. Все полученные данные указываются в сопроводительных документах. Документ о качестве смеси выдается после проверок на каждую партию.
В нем указывают не только результаты и обозначения рассматриваемого нами стандарта, но и следующую информацию:
Зафиксированные результаты испытаний
- Название организации, изготовившей смесь;
- Дата и номер выдачи документа;
- Название и адрес потребителя;
- Марка смеси, ее тип и вид;
- Все смеси;
- Срок, допускающий хранение готовой холодной смеси;
- И так далее по испытаниям.
Дополнительно партия должна сопровождаться транспортными документами, в которых дополнительно прописываются, время и дата изготовления, а также ее температура. Потребитель вправе организовать собственную проверку качества отгруженной ему асфальтобетонной смеси, соблюдая всю законную процедуру отбора проб и проведения испытаний.
Расчет веса и объема асфальта
Асфальт — материал, который используют для создания самых разных покрытий. Представляет собой смесь песка, щебня, минеральных веществ и битума. От соотношения отдельных компонентов зависят все характеристики асфальта, в том числе весовые и объемные. Поэтому чтобы рассчитать сколько тонн в 1 кубе асфальта, нужно знать плотность всей смеси или отдельных ее элементов.
Соответствующие значения уточняют у поставщика материалов. Вычислить сколько кубов в тонне асфальта можно и самостоятельно прямо на объекте, взяв за основу 2,3 т/м3 — 2,4 т/м3 согласно ТР 103-07, ГОСТ Р 54401-2011. Наименьшая плотность у песчаных асфальтовых смесей типа Д, а самыми плотными остаются литые асфальты. Таким образом, зная эти значения, можно вычислить объем поставленного материала и его расход при выполнении строительных работ.
Расход щебня в зависимости от его свойств
Щебень используют при выполнении практически всех строительных работ, начиная от приготовления смесей и заканчивая отсыпкой оснований под фундаменты зданий или дорожное полотно
При этом важно правильно рассчитать сколько тонн в кубе щебня, чтобы получить точные данные по расходу материалов и средствам на их закупку
Сделать это можно двумя способами:
- Взять пробы и отправить их в лабораторию, где с учетом насыпной плотности и веса щебня рассчитают сколько будет весить кубометр этого материала. На объем до 350 кг делают не менее 10 проб (ГОСТ 8269, ГОСТ 8267-93). Заказывать лабораторные испытания выгодно, когда нужно еще и проверить качество материалов.
- Если проверка качества не предусмотрена, то определить сколько кубов щебня в 1 тонне можно при заказе материалов или прямо на объекте. Для этого у поставщика достаточно уточнить данные по плотности, которая в среднем составляет от 1320 до 1360 кг на кубометр.
Все свойства и технические характеристики щебня напрямую зависят от места добычи и фракционного состава исходного материала. Более прочный и морозостойкий гранитный щебень тяжелей гравийного, известнякового или вторичного. Соответственно и вес одного куба в первом случае выше.
Основной материал асфальтобетона определяет его прочность
Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси являются наиболее прочными и долговечными. В их составе используется щебень из горных пород, обеспечивающий высокие качественные характеристики. Кроме того, смесь усиливается специальными модификаторами – целлюлозные волокна.
Также высококачественный щебеночно-мастичный асфальт имеет в качестве вяжущего вещества полимерный битум, значительно превосходящий обыкновенные нефтяные и дорожные битумы.
- Горный щебень составляет 70-80% от общего объема смеси – существенно увеличивает прочность, устойчивость, сопротивляемость деформации и образованию колеи.
- Целлюлозные волокна составляют 0,3-0,5%, однако этого достаточно для выполнения заданных функций – они препятствуют стеканию битума, способствуя его удержанию.
- Полимерно-битумное вяжущее составляет 6-7% от объема смеси – повышаются адгезионные свойства, возможная эластичность, стойкость к образованию колеи и коррозии.
- Минеральный порошок может составлять 8-12% от массы, заполняя пустоты между фракциями щебня, что обеспечивает высокую плотность, а также повышает некоторые свойства вяжущего компонента.
Помимо высоких эксплуатационных характеристик и длительного срока службы, щебеночно-мастичные смеси позволяют понизить уровень шума на автодороге.
Гравийные асфальтовые смеси уступают в прочности щебеночным, так как гравий является осадочной породой. Тем не менее, наличие основного каменного материала в составе обеспечивает достаточно высокие характеристики.
Это позволяет применять гравийный асфальт для укладки на городские автомобильные дороги и пешеходные зоны. Однако для скоростных дорог, автомагистралей и федеральный трасс такой материал не используется.
Песчаные асфальтовые смеси наименее прочные из разновидностей асфальтобетона, однако со своим назначением покрытие из такого материала полностью справляется – это устройство тротуаров, площадей, парков и других территорий для пешего передвижения.
В зависимости от того, какой песок используется в составе, будут изменяться показатели прочности и плотности. Лучшим вариантом для песчаных смесей является песок из горных пород. Кроме того, стоимость песчаного асфальта ниже, чем вариантов с каменным наполнителем.
Основные принципы проектирования структуры дорожного покрытия
Проектирование состава асфальтобетонной смеси заключается в расчете оптимального соотношения компонентов, в результате которого показатели основных характеристик асфальтобетона заданного вида и соответствующей марки будут отвечать техническим нормам и требованиям ГОСТ 9128-13.
Метод определения зерновой структуры асфальта
Разработаны и используются различные методы проектирования составов асфальтобетона.
В современном строительстве наиболее распространен способ построения предельных кривых зерновой структуры минеральной части дорожных бетонов (см. фото), в основу которого заложена следующая инструкция:
- С целью обеспечения прочности, экономичности и долговечности покрытия его минеральная составляющая должна обладать достаточной плотностью, которая обеспечивается определенным содержанием зерен крупной и мелкой фракции в общем составе заполнителей.
- Структура зерновой части ограничивается предельными кривыми допустимого количества заданной фракции зерен.
- Минимальное содержание битума должно соответствовать физическим и механическим свойствам асфальтобетона необходимой марки с учетом технических требований ГОСТ 9128-13. Оптимальный объем компонента устанавливается экспериментально на основании таблиц и графиков проведенных испытаний.
Установка проектных параметров смеси
Процесс проектирования состава состоит из следующих этапов:
- определение характеристик и качества исходных компонентов, оценка их соответствия для заданной марки;
- расчет минеральной части из выбранных материалов;
- определение рационального количества битума;
- спецификация состава смеси по данным детального исследования ее физико-механических качеств.
Необходимым условием проектирования состава является обоснованное и точное техническое задание.
Для составления ТЗ необходимо иметь следующие строительные, проектные и эксплуатационные данные, это:
- проектная конструкция дорожной одежды с указанием толщины слоев всех покрытий;
- техническая категория автомобильной дороги;
- характеристика режима движения автомобильного транспорта на проектируемом участке дороги;
- ожидаемые изменения дорожно-климатических условий в процессе строительства и эксплуатации объекта.
- сбалансированные характеристики всех имеющихся исходных материалов.
Типы смесей и их основные параметры
В первую очередь вся продукция данного вида разделяется на группы в зависимости от того, какой компонент использован в качестве основного наполнителя, бывают гравийные, щебеночные и песчаные смеси.
Также применяется битум разной вязкости, из-за этого может различаться способ укладки:
Работы с горячим асфальтом требуют наличия специальной укладочной техники, без нее добиться хорошего результата невозможно
Теплые асфальтобетонные смеси (многие специалисты называют их и вовсе холодными) могут укладываться и при более низких температурах. Нижний предел температуры составляет 5 градусов тепла, но лучше все-таки проводить работы при 20-30 градусах. При изготовлении применяется только жидкий битум.
Битум – важнейший компонент, от качества которого во многом зависит прочность асфальта
Еще один важный фактор – плотность асфальтобетонной смеси.
Также можно подразделить все составы по фракциям:
- Если присутствуют включения диаметром до 40 мм – крупнозернистый.
- При фрагментах величиной до 20 мм – мелкозернистый.
- Если размер самых крупных вкраплений не превышает 5 мм – песчаный.
В зависимости от количества щебня, присутствующего в составе, выделяются следующие виды асфальтобетонных смесей:
Современные технологии изменили асфальтобетон
Современный мир диктует свои правила. Ремонт дорог (или укладка новых) желательно проводить быстро, без погрешностей и делать это в любую погоду. Литой асфальтобетон отвечает всем требованиям. Соответствующий ГОСТ Р 54401-2011 регламентирует технологию укладки без уплотнения.
Читать по теме: Установка бетонных бортовых камней
Пластичность смеси обеспечивается ее высокой температурой – 190 и повышается за счет еще большего нагревания.
Состав включает большее количество полимерных добавок и битума, но при этом уменьшается доля минералов, что минимизирует зернистость. Повышенная тягучесть позволяет не уплотнять смесь.
Для связки всех компонентов литого асфальта применяется полимерно-битумная смесь. Она также усиливает покрытие, наделяя его повышенной износостойкостью, не допуская быстрого появления трещин в течение эксплуатации.